Выявлен радиопротекторный механизм действия мелатонина

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) РАН показали механизмы радиопротекторного действия мелатонина, перспективного препарата для радиотерапии и при выполнении космических полетов. Результаты работы опубликованы в журнале Antioxidants, сообщила в четверг пресс-служба института.

"Конечно, данные, полученные при воздействии рентгеновских лучей на организм, трудно полностью экстраполировать на повреждение нормальных тканей в процессе адронной терапии опухолей или на воздействие космической радиации на космонавтов. Тем не менее, поскольку окислительные дистрессы разного уровня возникают, когда клетки подвергаются воздействию различных ионизирующих излучений (56Fe, протонов и рентгеновских лучей), представляется возможным существенно подавить их с помощью мелатонина", - отметил один из авторов работы Серажутдин Абдуллаев, слова которого приводятся в сообщении.

Воздействие космического излучения на космонавтов является критическим фактором для полетов за пределами земной орбиты. В этом случае, как полагают, основные риски больше всего связаны с возможными последствиями воздействия радиации на центральную нервную систему и на селезенку, что чревато потенциальными неврологическими расстройствами, дегенеративными эффектами, снижением иммунной и других систем.

Значительную долю доклинически исследуемых радиопротекторов и радиомитигаторов представляют соединения антиоксидантного действия. Среди этих соединений чрезвычайно эффективным оказался мелатонин (N-ацетил-5-метокситриптамин). В настоящее время мелатонин применяется как препарат, нормализующий циркадные ритмы, и все чаще находит клиническое применение в качестве адъюванта при лучевой терапии опухолей.

Ученые из ИТЭБ РАН в новом исследовании провели сравнительную оценку маркеров повреждений в тканях коры головного мозга и селезенки после облучения всего тела мышей рентгеновскими лучами. А также в двух ситуациях - при введении мелатонина до (режим радиопротекции) и после (режим радиомитигации) их облучения.

В результате было показано, что мелатонин обладает радиозащитным и радиомитигаторным действием. При этом более эффективно снижает различные радиационные повреждения при его введении мышам после их облучения. И в целом, как отмечают исследователи, может помочь при космических полетах и радиотерапии.