Радиоактивные отходы научились перерабатывать в керамику

ТАСС, 9 марта. Коллектив российских и белорусских ученых разработал новые технологии для повышения эффективности переработки и утилизации опасных радионуклидов. В том числе ученые предлагают перерабатывать отходы в керамические изделия, которые впоследствии могут быть использованы в производстве рентгеновских аппаратов и другого диагностического оборудования, сообщила в среду пресс-служба Минобрнауки России. Разработками занимались ученые из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси (ИОНХ НАН Беларуси).

"Разработки позволят эффективней очищать загрязненные воды и перерабатывать опасные твердые ядерные материалы. Это снизит риски от негативных последствий при обращении с опасными отходами или возможных внештатных аварийных ситуаций на объектах атомной промышленности. Также технологии способны обеспечить создание качественной радиоизотопной продукции", - говорится в сообщении.

Предложенная учеными технология основана на создании сорбентов, которые эффективно концентрируют в своем объеме радионуклиды из растворов. А затем с помощью специального способа разогрева сорбентов достигается образование твердого материала - керамики. Такая керамика способна обеспечить безопасное захоронение радиоактивных отходов или будет представлять основу радиоизотопных изделий в виде источников ионизирующего излучения.

Использовать такие изделия, как отмечают в Минобрнауки России, можно для космической отрасли, медицины, и различной промышленности. Например, такие источники входят в конструкции медицинских приборов - рентгеновский аппарат, диагностические установки на базе использования радиоизотопов, оборудование для лучевой терапии, а также являются основой источников электрического тока - "ядерных батареек".

Сорбенты для очистки воды

Для очистки воды ученые отработали технологический способ синтеза и изготовили серию композитных сорбентов. В воде они "впитывают" в себя только радионуклиды, а затем, благодаря управляемым магнитам, из раствора извлекается опасный радиоактивный компонент. Таким образом можно очистить радиационно загрязненную воду эффективно и безопасно, применив доступные и несложные методы.

Селективные сорбенты для решения задач радиохимии, как отмечают авторы разработки, должны не только выполнять свои функции по извлечению радионуклидов из растворов, но и обеспечивать максимальную безопасность при обращении с их отработанными формами и последующем захоронении.

"В этом случае формирование магнитных свойств у эффективных каркасных алюмосиликатов позволяет управлять ими в растворе при наложении магнитного поля. То есть обеспечивается тщательный сбор и отделение сорбента, содержащего радионуклиды, из раствора в одну стадию без возникновения риска неполной очистки для последующей утилизации отработанного опасного материала", - сказал младший научный сотрудник, аспирант ДВФУ Артур Драньков, слова которого приводятся в сообщении.

Результаты работы ученых опубликованы в журналах Nuclear Engineering and Technology и Journal of the European Ceramic Society. Совместная работа ведется в рамках Меморандума о взаимопонимании, заключенного между ДВФУ и ИОНХ НАН Беларуси в 2021 году.