Все новости

В Новосибирске передали заказчику первую партию оборудования для проекта "СКИФ"

Это усилители мощности, которые дадут возможность пучкам элементарных частиц не только перемещаться по заданным траекториям, но и обеспечат их высокое качество

НОВОСИБИРСК, 28 февраля. /ТАСС/. Институт ядерной физики (ИЯФ) СО РАН передал первую партию оборудования для центра коллективного пользования (ЦКП) "СКИФ" заказчику - Институту катализа СО РАН. Изготовленные усилители мощности позволят пучкам элементарных частиц не только двигаться по заданным траекториям, но и обеспечат их высокое качество, сообщил в понедельник журналистам директор ИЯФ СО РАН Павел Логачев.

ЦКП "СКИФ" - уникальный по своим характеристикам источник синхротронного излучения поколения 4+, который представляет собой ускоритель, где частицы движутся по кольцу в вакууме почти со скоростью света, а мощные электромагниты придают им энергию и задают траекторию движения. Заказчик и застройщик проекта - Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН. Головным исполнителем проекта является ИЯФ СО РАН.

"У нас есть три больших элемента установки, сегодня мы как раз завершаем первую часть усилительных систем для бустера и линейного ускорителя. Эти уникальные усилители позволят нашим пучкам не только ускоряться и летать по нужным траекториям, но и сформировать нужное высокое качество, чтобы потом мы могли получить рекордное по своим параметрам рентгеновское излучение в основном накопителе СКИФ", - сказал Логачев.

И синхротроны, и элементы линейного ускорителя на стадии формирования пучка требуют усилительных устройств, которые были разработаны и изготовлены по заказу ИЯФ СО РАН новосибирским предприятием радиоэлектронной промышленности ООО "НПП Триада ТВ". По словам Логачева это первый из трех больших элементов установки - усилительные системы для бустера и линейного ускорителя, которые стоят в начале всего комплекса, чтобы сформировать пучки для основного кольца.

Заместитель генерального директора "НПП Триада ТВ" Алексей Зинкевич рассказал, что главное требование к таким масштабным проектам - надежность. Основные цели, инженерные задачи, которые решались при разработке усилителей, - высокая надежность, высокая стабильность сигнала в течение всего цикла ускорения, высокий КПД, большой срок службы.

Логачев добавил, что после сборки первой части оборудования- линейного ускорителя и элементов бустерного синхротрона - можно приступать к созданию программного обеспечения по управлению всем ускорительным комплексом. "Работы по написанию ПО трудоемкие и требуют много времени. Если "железо" можно сделать быстро, то программу написать быстро не получится из-за ограниченного числа специалистов с нужным опытом и огромного объема работы", - пояснил директор ИЯФ СО РАН.