Ученые: ледник Девдорак в любой момент может вновь обрушиться на Военно-Грузинскую дорогу

Спровоцировать движение массы льда с вершины вулкана Казбек могут тектонические или сейсмические факторы

ВЛАДИКАВКАЗ, 12 августа. /ИТАР-ТАСС/. Ледники Девдорак и Колка, которые спускаются с вершины спящего вулкана Казбек по обе стороны Кавказского хребта, представляют опасность, сообщил ИТАР-ТАСС старший научный сотрудник географического факультета МГУ Сергей Черноморец.

В мае от ледника Девдорак оторвалась меньшая его часть, но ледовой массы хватило, чтобы перекрыть Военно-Грузинскую дорогу и запрудить Терек, создав угрозу высокогорным селам, в том числе в Северной Осетии. "Оставшаяся часть языка Девдоракского ледника - это ледовая стена высотой 50-70 м, - рассказал Черноморец. - Грузинские коллеги создают систему раннего оповещения на дороге, потому что над дорогой висит еще достаточное количество льда, который может оторваться в любой момент". Ученый уточнил, что спровоцировать движение массы льда могут тектонические или сейсмические факторы, так как Казбек является спящим вулканом. По его мнению, за Девдоракским ледником, находящимся на территории Грузии, необходимо наблюдать постоянно.

Что касается ледника Колка, то, несмотря на увеличение массы ледника, ученые пока не видят в нем серьезной угрозы для Кармадонского ущелья Северной Осетии. "Ближайшие пять, даже десять лет подвижки Колки не прогнозируются, - сказал Черноморец. - Три висячих ледника, которые были притоками Колки, начали выдвижение вперед, они слились и уже образовали новую Колку. Она пока маленькая, но накопление льда идет". Поэтому для наблюдения за Колкой достаточно одной-двух экспедиций в год, добавил Черноморец.

Научный сотрудник уточнил, что экспедиции по изучению динамики ледников проводятся ежегодно. Прикладная задача подобных экспедиций - определить момент потенциальной опасности ледников, когда необходимо устанавливать круглосуточное наблюдение.