Отставание России в развитии квантовых вычислений оценили в 7-10 лет

К 2025 году его можно будет сократить до 2-3 лет

МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Россия отстает в развитии квантовых вычислений от лидеров, среди которых Китай и США, на 7-10 лет. Однако к 2025 году этот разрыв может сократиться до двух-трех лет за счет реализации соответствующей дорожной карты. Об этом говорится в "Белой книге" – исследовании высоких технологий в России и за рубежом, которую опубликовало Минэкономразвития.

"Технологическое отставание России от мировых лидеров в области квантовых вычислений оценивается в 7-10 лет. В то же время глобальный рынок развивается неравномерно по отдельным группам технологий, предсказать их относительную динамику сейчас крайне сложно, что в перспективе может дать возможность компенсировать разрыв", - отмечается в документе.

Развитие этого направления квантовых технологий является целью дорожной карты "Квантовые вычисления" до 2024 года, реализуемой госкорпорацией "Росатом" в рамках соглашения с правительством РФ. Ее реализация позволит создать условия для проведения исследований, а также сформировать необходимую научно-технологическую экосистему и обеспечить квантовую отрасль квалифицированными кадрами, говорится в "Белой книге".

"Предполагается, что выполнение всего комплекса работ, предусмотренных дорожной картой, позволит к 2025 г. сократить этот разрыв [в 7-10 лет] до двух-трех лет", - заключают эксперты.

Авторы также отметили, что Россия вошла в топ-10 стран по уровню патентной активности за 2017-2019 гг. (восьмое место), опередив, например, Францию и Швейцарию. В стране "предпринимаются значительные усилия по интенсификации исследований и разработок в области квантовых технологий". У отечественных специалистов, в частности, "имеется определенный задел по основным технологиям кубитов и созданию прототипов флагманских продуктов (в том числе квантовых процессоров) на их основе", отмечают аналитики.

К ключевым центрам развития квантовых вычислений эксперты относят Российский квантовый центр, Центр квантовых технологий (ЦКТ) МГУ им. М. В. Ломоносова, Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Духова, Национальный исследовательский университет "МИЭТ", а также другие исследовательские организации, включающие, в частности, институты РАН.

Квантовые коммуникации

Эксперты также оценили уровень развития в России технологий квантовых коммуникаций, призванных, в частности, обеспечивать защиту связи и цифровых сервисов. Авторы исследования отметили готовность созданных в России решений к стадии производства и коммерциализации продуктов на их основе. Комплексное развитие этого направления в рамках дорожной карты "Квантовые коммуникации" до 2024 года осуществляет ОАО "Российские железные дороги".

"Наиболее высокий уровень готовности в России достигнут в области технологий передачи квантовых ключей по оптоволоконным каналам (8-й уровень готовности технологий, УГТ-8, по оценке ОАО "РЖД"), что соответствует передовому мировому уровню. По ряду решений проведены пилотные испытания на полигонах ПАО "Ростелеком", ОАО "РЖД" и других компаний. В <…> [создании] сверхпроводниковых однофотонных детекторов достигнут максимальный уровень готовности технологии (УГТ-9, по оценке ОАО "РЖД"). Эти технологии наилучшим образом подходят для использования в оптоволоконных магистральных каналах для передачи квантовых ключей на большие расстояния", - говорится в тексте документа.

Разработки российских специалистов прошли испытания на полигонах квантовых сетей, созданных в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре и других городах. На базе инфраструктуры ОАО "РЖД" создан пилотный участок магистральной квантовой сети Москва - Санкт-Петербург для соединения центров обработки данных Северо-Западного и Центрального федеральных округов.

"Для дальнейшего развития технологий квантовых коммуникаций в России актуальной задачей является реализация комплекса мер по сертификации разрабатываемых изделий и комплексов", - отмечают эксперты.