В России создали алгоритм автоматического поиска торнадо на Солнце

Они могут возникать из-за вращения линий магнитного поля, которое заставляет солнечную плазму двигаться вверх по спирали

ТАСС, 10 февраля. Российские ученые разработали и протестировали алгоритм для автоматического поиска солнечных торнадо. Так называют открытые десять лет назад загадочные структуры, пока не объясненные и представляющие особый интерес для исследователей. Об этом Российская академия наук (РАН) пишет на своем сайте.

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) и Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Пушкова РАН (ИЗМИРАН) создали алгоритм автоматического обнаружения солнечных магнитных вихрей методами компьютерного зрения", - говорится в сообщении.

Солнечное торнадо - это магнитно-плазменные образования в короне Солнца, внешне напоминающие земные атмосферные смерчи. Их размер может достигать до 10 000 км в диаметре и до 150 000 км в высоту, а время существования исчисляется десятками часов. Эти гигантские вращающиеся структуры, согласно предположениям ученых, могут возникать в результате вращения линий магнитного поля, заставляющего солнечную плазму двигаться вверх по спирали. Это явление обнаружено относительно недавно, в 2011 году, и природа магнитных торнадо до сих пор не ясны.

При этом найти и выделить эти довольно редкие и относительно короткоживущие явления в бушующей солнечной короне непросто. Например, Обсерватория солнечной динамики (Solar Dynamics Observatory - SDO) - космическая обсерватория NASA для изучения Солнца - передает на Землю снимки каждые 12 секунд, что составляет около 1,5 терабайта данных в сутки. Обработка массива подобных данных "вручную" - достаточно трудоемкая задача.

Автоматизации этого процесса посвящено новое исследование российских ученых. Сложность задачи прежде всего состояла в том, что магнитные торнадо имеют разную структуру и могут сильно отличаться друг от друга . Кроме того, их необходимо выделить на фоне других активностей солнечной хромосферы. Для решения этих проблем исследователи обучили нейронную сеть на снимках обсерватории SDO.

В результате был создан алгоритм автоматического поиска, который уже подтвердил свою работоспособность, обнаружив одно новое магнитное торнадо на анализируемых с его помощью изображениях. В дальнейшем исследователи, в частности, планируют создать сайт, с помощью которого ученые смогут проводить автоматический поиск магнитных торнадо на изображениях Солнца.