Все новости

Выделены социальные факторы, влияющие на проэкологическое поведение россиян

Ими оказались пол, доход и уровень образования

ТАСС, 10 февраля. Психологи выяснили, что большую склонность к заботе о природе и климате проявляют россияне с хорошим образованием, низким уровнем дохода и патриотичного склада характера. Результаты исследования ученые опубликовали в SSRN, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.

"Полученные нами результаты дают более детальное представление о факторах, которые влияют на проэкологическое поведение людей в России. Пока о них известно очень мало", – рассказала Елена Сауткина, профессор НИУ ВШЭ, которая участвовала в работе.

Сауткина и ее коллеги провели одно из первых в России детальных исследований того, какие факторы социальной и экономической жизни россиян влияют на их проэкологическое и проклиматическое поведение. Под этими словами ученые понимают склонность людей организовать свою жизнь таким образом, который приносит наименьший ущерб природе.

Для этого психологи опросили свыше 400 россиян, относившихся к самым разным возрастным, экономическим и социальным группам. Ученые составили специальный опрос, в рамках которых они оценили отношение респондентов к социальным акциям по защите природы, управлению личными отходами, экопокупкам, сбережению ресурсов, а также к действиям, направленным на снижение личного вклада в глобальное потепление.

Доход, образование и патриотизм

Анализ ответов россиян определил несколько интересных закономерностей. В частности, Сауткина и ее коллеги обнаружили, что женщины в целом чаще думают и больше заботятся о природе и климате, чем мужчины. Также ученые выяснили, что уровень образования и доходов противоположным образом влияют на отношение россиян к природе и климату.

В частности, люди с высоким уровнем образования чаще совершают покупки с учетом их влияния на экологию окружающей среды, а также вкладывают больше усилий в сортировку мусора и уменьшение своего влияния на климат. В противоположность этому, люди с высоким уровнем доходов редко уделяют внимание климатическим и экологическим последствиям своих покупок и действий, что не характерно для малообеспеченных респондентов.

Аналогичные различия ученые выяснили и между носителями разных политических предпочтений. В частности, сторонники свободного рынка чаще склоняются в сторону неэкологичных действий, тогда как эгалитаризм, патриотизм и традиционные ценности ассоциируются с экологичным потреблением и участием в социальных акциях по защите природы.

Эти данные, как надеются ученые, позволят политологам, климатологам и социологам более точно оценивать то, насколько активно российское общество будет поддерживать те или иные меры по борьбе с глобальным потеплением и загрязнением природы, которые сейчас прорабатываются на национальном и международном уровнях. Это позволит заранее скорректировать их и сделать подобные проекты более эффективными, подытожили психологи.