Биологи провели первую генетическую перепись обитателей дна Мирового океана

Пресс-служба немецкого Бременского университета сообщила, что ученые собрали свыше 1,7 тыс. образцов грунта и расшифровали более 2 млрд последовательностей ДНК

ТАСС, 4 февраля. Ученые провели первую генетическую перепись обитателей глубинных регионов дна Мирового океана и неожиданно обнаружили, что уровень видового разнообразия глубинной биосферы примерно втрое превосходит этот показатель для прибрежных участков дна. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

"Мы собрали свыше 1,7 тыс. образцов грунта и расшифровали более 2 млрд последовательностей ДНК, которые были добыты в самых разных глубинных регионах Мирового океана. Это впервые позволило нам детально изучить этот тайный подводный мир и приступить к раскрытию его роли в круговороте углерода на Земле", - рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник Женевского университета (Швейцария) Тристан Кордье.

За последние годы ученые нашли много примеров того, как различные живые существа приспосабливаются к обитанию в самых негостеприимных и труднодоступных уголках планеты. В частности, колонии бактерий были найдены на дне Марианской впадины, а также в воде антарктического подледного озера Восток, где они были запечатаны несколько сотен тысяч лет назад.

Более того, ученые достаточно часто открывают следы бактерий и даже многоклеточных живых существ внутри осадочных пород на дне океана, сформировавшихся миллионы лет назад. К примеру, два года назад океанологи нашли у берегов Мадагаскара бактерий, обитающих на глубине в 700 м от поверхности дна. Сейчас ученые детально изучают подобные сообщества живых организмов в надежде понять, как они появились на свет и какую роль они играют в работе экосистем Земли.

Скрытое биобогатство океанов

Кордье и его коллеги провели одно из самых масштабных исследований такого рода, посвященное изучению видового разнообразия всех живых существ, обитающих в верхних слоях грунта в глубинных регионах Мирового океана. Для получения подобных сведений исследователи совершили 15 экспедиций в самые разные уголки гидросферы Земли.

В ходе этих круизов ученые собрали около двух тыс. образцов грунта из разных регионов Арктики, Антарктики, Атлантики, Тихого и Индийского океана, извлекли из них фрагменты ДНК и расшифровали их. Биологи сопоставили их с аналогичными образцами ДНК, которые были добыты в прибрежных регионах Мирового океана. Это позволило им отделить обитателей глубин от других существ, чьи останки периодически опускаются на дно.

Это сравнение неожиданно указало на то, что видовое разнообразие и уникальность флоры и фауны дна Мирового океана сильно недооценивается океанологами. В частности, около 66% выявленных последовательностей ДНК принадлежали неизвестным науке видам, родам и семействам планктона и многоклеточных живых существ. Особенно много неизвестных видов планктона встречалось в почвах приполярных регионов гидросферы.

По предварительным оценкам океанологов, видовое разнообразие глубинной биосферы Мирового океана оказалось примерно втрое выше, чем число видов одноклеточных и многоклеточных обитателей дна в прибрежных регионах гидросферы. Это говорит о том, что они играют важную роль в круговороте углерода на Земле и в его захоронении на дне океана, что ученым еще предстоит изучить, подытожили Кордье и его коллеги.