Создана перспективная основа для универсальной вакцины от ВИЧ

Она представляет собой белковую молекулу, которая заставляет организм вырабатывать антитела ко всем разновидностям вируса иммунодефицита человека

ТАСС, 4 февраля. Американские молекулярные биологи создали белковую молекулу, которая заставляет организм животных и людей вырабатывать антитела ко всем разновидностям ВИЧ, и успешно проверили ее работоспособность в опытах на мышах. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Наше открытие проложило дорогу для быстрой разработки вакцин от ВИЧ, которые заставляют иммунитет человека вырабатывать антитела, обладающие широким профилем действия. Это резко ускорит разработку высокоэффективных прививок от вируса иммунодефицита", - рассказал один из авторов исследования, доцент Института Вистара (США) Дэниел Калп.

ВИЧ проникает в иммунные клетки человека, используя белки, которыми покрыта его оболочка. Структура этих молекул, а также связанных с ними нитей сахаров быстро меняется по мере размножения вируса, что вынуждает иммунитет участвовать в своеобразной "гонке вооружений", постоянно вырабатывая новые наборы антител. В конечном итоге в ней почти всегда побеждает вирус, если пациент не принимает антиретровирусных лекарств.

В этом случае примерно через 3-4 года после заражения ВИЧ иммунная система приспосабливается к вирусу и начинает синтезировать так называемые антитела широкого профиля действия. Эти молекулы могут распознавать и нейтрализовать сразу несколько разновидностей вируса, соединяясь с критически важными участками в структуре тех белков, которые ВИЧ использует для проникновения в клетки.

Основа для вакцины от ВИЧ

Калп и его коллеги выяснили, что этого можно добиться при помощи созданной ими сложной белковой молекулы, которая состоит из нескольких фрагментов оболочки ВИЧ. Она активно взаимодействует с иммунными клетками и заставляет их вырабатывать антитела, которые соединяются с так называемым C3V5-участком, особой областью на поверхности оболочки ВИЧ, почти не меняющейся по мере его эволюции.

Ученым удалось значительно упростить и удешевить производство данной вакцины при помощи ДНК-молекулы, которая кодирует в себе все необходимые фрагменты оболочки вируса. Как показали опыты на мышах, эту нить ДНК можно вводить в клетки грызунов, что будет заставлять их вырабатывать большое число подобных антигенов. Это привлекает внимание иммунных клеток и заставляет их вырабатывать универсальные антитела к ВИЧ.

Что интересно, простое введение белковых компонентов оболочки ВИЧ в организм мышей не приводило к появлению значимых количеств антител, способных присоединяться к участку C3V5. Это свидетельствует о том, что взаимодействия между фрагментами вирусной оболочки играют важную роль в формировании универсальных антител к ВИЧ, что необходимо учитывать при последующей разработке вакцин.

По словам Калпа и его коллег, в ближайшее время ученые попытаются создать новые вариации подобных белков и проверят, можно ли повысить эффективность текущего прототипа вакцины при помощи точечных модификаций структуры белка. Эти опыты, как надеются исследователи, это приведет к созданию первых полноценных вакцин от ВИЧ уже в ближайшее время.