В Арктическом центре доказали, что территория Мьянмы была частью Гондваны

К такому заключению ученые пришли в ходе исследования пресноводных моллюсков Индостана, Индокитая и Африки
Мьянма Denisa V/Shutterstock/Fotodom
Мьянма
© Denisa V/Shutterstock/Fotodom

АРХАНГЕЛЬСК, 31 января. /ТАСС/. Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (ФИЦКИА, Архангельск) в ходе исследования пресноводных моллюсков Индостана, Индокитая и Африки уточнили направления дрейфа тектонических плит и доказали, что 160-170 млн лет назад территория, где находится западная часть современной Мьянмы, входила в состав суперматерика Гондвана. Об этом рассказал ТАСС директор ФИЦКИА Иван Болотов.

"Считалось, что эта часть всегда была на месте и была частью Азиатской плиты, но в последние годы выдвигались гипотезы, что западная часть нынешней Мьянмы, отсекаемая по реке Салуин ориентировочно, она могла быть фрагментом Гондваны. Мы на основании анализа эволюции моллюсков показали, что да, это действительно был фрагмент Гондваны, который перемещался параллельно с Индией, и пристыковался к Азиатской плите", - сказал Болотов.

Немецкие и индийские ученые с начала 2010-х годов проводили масштабные исследования рек Индии и Непала, изучали химический состав воды, состояние сообществ организмов. Пресноводные моллюски являются чувствительным биоиндикатором состояния водоемов и влияния на них хозяйственной деятельности человека, поэтому им в ходе работ уделялось значительное внимание. Специалисты собрали образцы раковин и провели ДНК-анализы обнаруженных видов. Но так как международная группа, прежде всего, имела экологическую направленность, для систематизации данных и определения видов, а также моделирования эволюционных процессов они обратились в ФИЦКИА и Северный Арктической федеральный университет (САФУ).

У российских ученых были собраны материалы по Мьянме и другим странам Юго-Восточной Азии, также были данные из Африки. "Мы построили суперкомпьютерную модель, которая характеризует эволюцию моллюсков во временной развертке, - пояснил собеседник агентства. - Мы взяли генетические данные и взяли достоверные палеонтологические находки этих моллюсков в разных местах. В узлы этой получившейся генетической модели, которая показывала, какой вид от кого произошел и когда, мы встроили палеонтологические находки, еще раз прокрутили через суперкомпьютер, получили на выходе <...> калиброванную схему эволюции".

Оказалось, что в Индии живут моллюски, которые являются родственными африканским, а не азиатским. В то же время в западной Мьянме обитают моллюски, родственные индийским. "Причем там есть несколько групп, которые попарно разделяются между Индией и Мьянмой. Это говорит о том, что все это произошло, во-первых, из Африки, второе, что сначала эволюционировало вместе, т. е. Индия с Мьянмой были соединены, а потом произошло разделение", - добавил Болотов.

Дрейф от Африки до Азии

335-175 млн лет назад на Земле существовал один суперконтинент Пангея, который затем разделился на два суперконтинента - Гондвану и Лавразию. Гондвана включала Африку, Южную Америку, Австралию и ряд других тектонических плит, а Лавразия - Северную Америку и Евразию. Согласно современным представлениям, Индостан был частью Гондваны, и соседствовал с Африкой. Ранее считалось, что небольшая Бирманская тектоническая плита, на которой располагается нынешняя Мьянма, была частью Лавразии.

Однако в последние два года появились работы в области геологии и тектоники плит, в которых ученые допускают, что Бирманская плита - это фрагмент Гондваны. Сейчас получено биологическое подтверждение этого. "Мы впервые использовали этих пресноводных моллюсков для реконструкции тектонических событий. Хотя странно, что раньше никто не додумался, - отметил Болотов. - Ведь пресноводные моллюски не могут через океанические преграды расселяться, а только при прямых соединениях тектонических блоков. И изначально нас заинтересовало, что для каждого блока свои виды характерны, своя фауна, мы от этого отталкивались".

Расчеты специалистов ФИЦКИА показали, что индийские и мьяманские моллюски возникли на территории нынешней Африки. Тектонические плиты сыграли для них роль своеобразных природных паромов. Миллионы лет плиты дрейфовали через древний океан Тетис, перевозя на себе пресноводные водоемы с их рыбами и моллюсками. "В меловом периоде Индия вместе с Мьянмой отделилась от восточной окраины суперконтинента, - объяснил ученый. - Это был единый остров до конца мелового периода, порядка до 65 млн лет назад они вместе двигались. Потом они разделились на два острова, которые параллельно двигались к Евразии". Около 40 млн лет назад Мьянма пристыковалась к Индокитаю.

В результате возникло кратковременное соединение речных систем этих регионов, и часть моллюсков из подсоединившейся территории попала в азиатскую реку Меконг, а представители двух азиатских групп попали в водоемы Мьянмы. При этом в реках Индостана сохранилась исключительно пришедшая из Гондваны праафриканская фауна. После столкновения Индостана с Евразией началось формирование Гималаев, что не позволило "вновь прибывшей" фауне продвинуться севернее. Примерно такая же ситуация возникла и с бирманской плитой - появились горные хребты, которые препятствовали обмену речными обитателями.

Новый вид и практическое применение

Российские ученые в ходе исследования выполнили полную ревизию пресноводных моллюсков Индии, в последний раз она проводилась в начале XX века. Исследователи установили, что фауна крупных моллюсков Индии, Шри-Ланки, Непала, Бутана и Пакистана насчитывает не менее 25 видов, в том числе особо угрожаемых и редких. "Индия - страна быстроразвивающаяся, и одна из больших проблем там, что нужно вести список видов и краснокнижных видов, управлять ресурсами, - пояснил собеседник агентства. - А многие моллюски имеют значение для питания, используются в медицине, но используя их, они не знают, что за вид это конкретно". Все описанные виды принадлежат к одному подсемейству и имеют родственников в Африке.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Scientific Reports (издательская группа Nature).