Создано устройство для повышения чувствительности измерений нейтронов

Новый волновой резонатор может увеличить точность подобных измерений примерно в тысячу раз

ТАСС, 27 января. Ученые предложили новый способ измерения холодных нейтронов на исследовательском реакторе, что необходимо для изучения строения ядер. Об этом пишет пресс-служба Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

"В ОИЯИ разработан волновой резонатор для измерений вероятности поглощения и рассеяния нейтронов в накопителе холодных нейтронов на разрабатываемом в Лаборатории нейтронной физики (ЛНФ) ОИЯИ новом исследовательском реакторе НЕПТУН (ИБР-3). Устройство, представляющее собой трехслойную планарную структуру, увеличивает чувствительность измерений до 1 000 раз. Это, в свою очередь, позволяет проводить проектирование накопителя на качественно новом уровне", - говорится в сообщении.

Нейтроны широко используются в самых разнообразных исследованиях материи: от строения ядер и фундаментальных взаимодействий до структуры и динамики конденсированных сред, включая кристаллические состояния, жидкости и мягкую материю. Так, открытые в 1968 году в ЛНФ ОИЯИ ультрахолодные нейтроны находят применение, например, для измерения времени жизни нейтрона. В настоящее время ученые все больше проявляют интерес и к использованию холодных нейтронов - "более энергичных" по сравнению с ультрахолодными.

В процессе исследования холодные нейтроны накапливаются в специальных кольцевых накопителях. Однако время жизни нейтрона в накопителе ограничено их поглощением и рассеиванием на стенках накопителя. Для измерения столь малых величин ученые предлагают использовать волновой резонатор, представляющий собой трехслойную структуру. В этой структуре слои по краям выполнены из исследуемого материала, а средний слой имеет сравнительно небольшой потенциал взаимодействия по сравнению с крайними слоями.

"Нейтроны в резонаторе находятся в потенциальной яме и многократно отражаются от исследуемых крайних слоев. В результате вероятности поглощения и рассеивания нейтронов увеличиваются в 100 -1 000 раз, что делает возможным их измерение", - добавили в пресс-службе института.