Моделирование показало, как вода в минералах Марса сохраняется при низких температурах

Это объясняется особенностями кристаллической структуры подобных минералов

ТАСС, 26 января. Лабораторное моделирование показало, как ведет себя вода в минералах с поверхности Марса и спутников Юпитера. Полученные результаты позволят лучше интерпретировать получаемые с орбитальных аппаратов данные, а также приблизиться к ответу на вопрос, существовала ли ранее на Марсе жизнь, пишет пресс-служба Минобрнауки.

Сотрудники Новосибирского государственного университета (НГУ) и Венского университета изучили, как ведут себя встречающиеся на Марсе и спутниках Юпитера минералы типа кизерита при ультранизких температурах (до 15 К, то есть –258 °С). И не только показал, что вода в исследуемых материалах сохраняется в структуре при столь глубоком охлаждении, но и нашел объяснение этому в особенностях кристаллических структур минералов.

"Мы обнаружили, что сами структуры сохраняют устойчивость и не претерпевают фазовых переходов даже при таких экстремальных воздействиях. Это происходит благодаря наличию в них молекул воды, которая связывает мостиками в прочный трехмерный каркас катионы металлов и сульфат-анионы. Структура значительно сжимается, причем различным образом в разных направлениях, но при этом не разрушается и не перестраивается в другую фазу", - пояснил один из участников работ Никита Богданов.

Принято считать, что наличие воды служит предпосылкой для существования жизни на планете. В нынешних условиях Марса и на спутниках Юпитера вода в свободном виде сохраниться не может. Но она может остаться в составе минералов, которые сохраняют "память" о тех временах, когда условия были не столь жесткими. Чтобы изучить, как ведут себя при ультранизких температурах синтетические минералы типа кизерита, встречающиеся на поверхности Марса и спутников Юпитера, ученые использовали специализированное оборудование и более 100 литров жидкого гелия.

В таких условиях, моделирующих космические, методом монокристальной рентгеновской дифракции они детально исследовали кристаллические структуры ряда синтетических минералов типа кизерита. Результаты работы важны для интерпретации спектроскопических данных, полученных орбитальными аппаратами с поверхности космических тел.

"Такие эксперименты уникальны, в первую очередь, с технической точки зрения, так как требуют специфического и сложного оборудования, при этом работающего "на пределе" из-за ультранизких температур, а также навыка работы со сжиженным гелием, который обеспечивает охлаждение образцов до необходимых температур. Их подготовка и проведение, а также интерпретация полученных данных требуют высокой квалификации ученых", - отметил один из участников работы, профессор Венского университета Рональд Милетич.