МОСКВА, 26 января. /ТАСС/. Высокое качество современного российского образования дает навыки научного мышления, благодаря которым российская молодежь показывает наиболее высокий уровень научной грамотности в стране. Такой вывод следует из материалов экспертно-аналитического доклада "Научное мышление и популяризация науки в России", который представила в среду в ТАСС АНО "Национальные приоритеты".
"Наш опрос по научной грамотности подтвердил точку зрения экспертов, что школа сегодня ставит научное мышление, научную грамотность достаточно хорошо, потому что самый высокий уровень научной грамотности у нас как раз показали [люди] 18-24 лет, <...> те, кто только что закончили школу или вуз", - сказала генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина. Она уточнила, что в создании доклада принимали участие 26 экспертов, в том числе члены РАН, при его подготовке также был проведен всероссийский опрос для определения уровня научной грамотности россиян.
По словам руководителя Дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО "Национальные приоритеты" Юлии Грязновой, было решено "померить научную грамотность с помощью всероссийского репрезентативного опроса с хорошей выборкой". В тест вошла группа вопросов на знание научных фактов и определений и группа, направленная на проверку базовых операций научного мышления: определения причины, различения корреляции и зависимости, построения доказательств, оценки вероятности события, планирования научного эксперимента.
По результатам опроса низкой научной грамотностью обладают около трети из числа опрошенных (от 0 до 5 правильных ответов на вопросы теста из 17), высокой - около 15% (12-17 правильных ответов), остальные - средней (6-11 правильных ответов).
В региональном разрезе лидером оказался Санкт-Петербург - доля людей с высокой научной грамотностью составила 37%, в Москве - 16%, в других городах-миллионниках - 18%, в маленьких городах - 8%. Различия в уровне научной грамотности у мужчин и женщин оказались в пределах статистической погрешности.
Востребованность научного мышления
Малявина отметила, что основные характеристики научного мышления, которые выделили работавшие над докладом эксперты, - это направленность на узнавание нового, способность сомневаться, опираться на проверенные данные и уметь их верифицировать, а также широта кругозора, отсутствие противоречивости в мышлении, предсказательность и другие.
"Спросили у экспертов востребовано ли сегодня научное мышление при принятии решений в государстве и бизнесе. Однозначно эксперты отметили рост востребованности, это явный тренд. Есть очень много кейсов полноценного, равноправного участия ученых в принятии важных решений", - подчеркнула генеральный директор АНО "Национальные приоритеты".
По экспертным данным, в России с 2005 по 2020 год произошел рост популяризации науки. "С Годом науки и технологий мы, пожалуй, достигли точки насыщения заинтересованной аудитории, поэтому следующая задача на следующее десятилетие <...> - это создание новой аудитории через школьников, школьных учителей, через студентов", - подчеркнула она.
Метод и цель популяризации науки
Заместитель президента Российской академии наук (РАН) Сергей Люлин отметил, что запрос современного человека - это увидеть вживую современные научные лаборатории. "У РАН есть инициатива по созданию сети крупных популяризационных проектов, основанных на имеющейся научной инфратсруктуре", - рассказал он. Основой для создания такой сети могли бы стать, в частности, действующие академгородки.
"Мы хотим, чтобы в стране качественно принимались решения, чтобы у нас была образованная публика, которая могла бы достойно встретить многие риски. Например, пандемию. Наше общество не очень достойно встретило пандемию, если посмотреть, сколько у нас жертв", - заключил Люлин.