В подледных "озерах" на южном полюсе Марса заподозрили мираж

Ученые предполагают, что этих озер на самом деле нет, а их "открытие" – это следствие взаимодействий радиоволн зонда Mars-Express и вулканических пород планеты
"Подледные озера" на южном полюсе Марса ESA ATG MEDIALAB/Latin America News Agency via Reuters Connect
"Подледные озера" на южном полюсе Марса
© ESA ATG MEDIALAB/Latin America News Agency via Reuters Connect

ТАСС, 24 января. Планетологи выяснили, что открытые четыре года назад "подледные озера" на южном полюсе Марса на самом деле были чем-то вроде миражей, которые возникли из-за взаимодействий между радиоволнами и вулканическими горными породами. Описание исследования опубликовал научный журнал Geophysical Research Letters.

"Если бы жидкая вода находилась столь близко к поверхности ледника, для ее существования нужен был бы мощный "точечный" источник тепла и запредельная концентрация соли. Подобных условий в этом районе Марса просто нет", – рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник Техасского университета в Остине Сайрил Грима.

Об этих марсианских озерах впервые стало известно в июле 2018 года. О них рассказали итальянские астрономы, работавшие с инструментами европейского зонда Mars-Express. На радарных снимках южного полюса Марса они разглядели следы трех подледных озер, расположенных на глубине в 1,5 км от поверхности планеты.

Впоследствии астрономы обнаружили еще несколько подобных следов на радарных снимках Марса. Однако многие планетологи усомнились в том, что это действительно озера, и предположили, что это залежи глины или других пород, а не подледные водоемы. Новое исследование Гримы и его коллег может внести ясность в сомнения ученых.

В этой работе ученые разрабатывали алгоритм, который может автоматически анализировать данные зонда Mars Express и помечал на них области, где могут присутствовать другие водоемы. Грима и его коллеги проверили работу алгоритма на компьютерных моделях "ледяного" Марса. Оказалось, что подледные озера, похожие на те, что астрономы обнаружили в 2018 году, должны были находиться во многих участках планеты.

Удивленные такими результатами ученые решили выяснить, как в подобных точках на карте планеты взаимодействуют радиоволны и горные породы. Оказалось, что там залегают вулканические минералы с высоким содержанием железа. Они необычно хорошо отражают радиоизлучение в сторону Mars-Express.

Нечто похожее, как предполагают Грима и его коллеги, произошло при анализе радарных снимков южного полюса Марса. То есть на них могут быть не реальные марсианские подледные озера, а своеобразные "миражи", возникшие в результате взаимодействий между радиоволнами и вулканическими породами. Эту особенность марсианского рельефа необходимо учитывать при поисках жидкой воды на Красной планете, подытожили ученые.