ТАСС, 20 января. Российские ученые использовали систему отслеживания взгляда для наблюдений за тем, какие особенности в облике дворов жилых домов влияют на их привлекательность. Уровень озеленения оказался наиболее важным фактором как для съемщиков без машины, так и для автомобилистов, пишет пресс-служба НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликовал научный журнал Urban Forestry & Urban Greening.
"Наши результаты подтвердили, что чем больше люди обращают внимание на зеленые зоны, тем более позитивно они оценивают городские районы. Такие исследования чрезвычайно важны для изменения философии архитекторов и застройщиков и для понимания предпочтений горожан", – рассказала Надежда Керимова, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СпбГАСУ), которая участвовала в исследовании.
Керимова и ее коллеги пришли к такому выводу в ходе первого в России исследования, в рамках которого ученые проследили за поведением потенциальных съемщиков квартиры при помощи системы, отслеживающей движение глаз. Подобным образом исследователи пытались понять, какие черты облика дворов, в том числе наличие парковок и уровень озеленения, больше всего влияли на выбор добровольцев.
Для получения подобных сведений специалисты СпбГАСУ и их коллеги из НИУ ВШЭ подготовили набор из нескольких десятков трехмерных изображений, на которых был запечатлен типичный российский двор. На этих виртуальных фотографиях могла присутствовать парковка, детская площадка, зеленая зона и другие типичные элементы городского ландшафта.
Выбор двора и дома
Ученые просили добровольцев детально изучить каждую "фотографию" и оценить свою готовность снимать квартиру в подобных дворах. При этом исследователи отслеживали движение глаз участников эксперимента и наблюдали за тем, на каких элементах изображения чаще и дольше всего задерживался их взгляд.
С одной стороны, эти замеры указали, что уровень интереса добровольцев к разным элементам ландшафта, в частности, к парковкам, сильно зависел от их социального статуса и уровня достатка, в том числе наличия или отсутствия у них машины. При этом и автомобилисты, и "пешеходы" уделяли первоочередное внимание уровню озеленения дворов, что было особенно характерно для тех случаев, когда они долго рассматривали изображения и высоко оценивали двор по семибалльной шкале.
В противоположность этому, участники исследования дольше всего фиксировали взгляд на парковках в тех случаях, когда они ставили низкие оценки дворам и сомневались в целесообразности съема квартиры в данном районе города. Что интересно, негативное отношение к парковкам было характерно не только для "пешеходов", но и автомобилистов, напрямую заинтересованных в наличии данного удобства для жизни в окрестностях их квартиры.
Подобные результаты наблюдений, как считают Керимова и ее коллеги, свидетельствуют в пользу того, что архитекторам новостроек и застройщикам следует в первую очередь уделять внимание озеленению дворов для повышения их привлекательности для потенциальных покупателей.