На Урале вывели первого генетически модифицированного теленка

Ученые заблокировали у животного ген подверженности к лейкозу

ЕКАТЕРИНБУРГ, 18 января. /ТАСС/. Первый генетически модифицированный теленок появился в Свердловской области. Уральские ученые впервые в России разработали технологию позволяющую менять геном коровы уже на уровне одной клетки, сообщила в интервью ТАСС ведущий научный сотрудник Уральского федерального аграрного научно-исследовательского центра УрО РАН, доктор биологических наук Анна Кривоногова.

"Для изменения мы выбрали три мишени: восприимчивость к лейкозу коров, наличие рогов, содержание в молоке белка, вызывающего аллергию. На данный момент мы разработали технологию, позволяющую изменять геном коровы. Это первый опытный теленок в нашей работе, у него мы уже на уровне одной клетки заблокировали ген подверженности к лейкозу", - сказала Кривоногова.

Лейкоз - одно из самых распространенных инфекционных заболеваний у крупного рогатого скота. Молоко инфицированных лейкозом коров является непригодным по составу, технологическим свойствам, безопасности - снижен уровень аминокислотного состава, лактозы, белка, казеина, увеличено количество соматических клеток. Есть исследования, доказывающие связь употребления мяса и молока больных лейкозом животных с развитием онкологических заболеваний у человека, сообщали в пресс-службе центра.

В ходе исследования ученые предложили изменять геном коровы, подселяя в изначальную клетку аденовирус, в который помещалась система редактирования. Подобный метод позволил им исключить появление подавленного участка не только у редактируемого животного, но и у его потомства.

Уральский федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения РАН создан с целью разработки фундаментальных основ и технологий в растениеводстве и животноводстве для обеспечения населения высококачественными продуктами питания за счет возобновляемых природных ресурсов и технологий жизнеобеспечения, защита здоровья человека и животных. В его состав входит пять научных центров в Екатеринбурге, Кургане и Челябинске.