Распространение омикрон-варианта связали с ростом популяционного иммунитета

Опыты на хомячках показали, что омикрон-вариант становится заразнее "дельты", только когда животные уже выработали иммунитет к последнему

ТАСС, 14 января. Китайские биологи выяснили, что дельта-вариант коронавируса нового типа уступает в скорости распространения омикрон-варианту, только если в популяции достаточно много особей, стойких к дельта-варианту. В обратном случае "омикрон" опережает "дельту" на 10-20%. Результаты исследования* ученые опубликовали на bioRxiv.

По предположениям ученых, омикрон-вариант гораздо заразнее дельта-штамма, однако пока у медиков не накопилось достаточного количества данных для такого вывода. Чтобы выснить это, биологи под руководством доцента Гонконгского университета (Китай) Чана Джаспера в новом исследовании сравнили заразность омикрон- и дельта-вариантов SARS-CoV-2 в опытах на сирийских хомячках.

Часть животных, которые участвовали в исследовании, никогда не контактировали с SARS-CoV-2, в организм других биологи вводили моноклональные антитела, которые могут нейтрализовать дельта-вариант коронавируса. Подобным образом Чан Джаспер и его коллеги имитировали ситуацию, в которой "омикрон" распространяется по частично привитой или переболевшей популяции.

Опыты подтвердили, что омикрон-вариант действительно вызывает тяжелые формы COVID-19 реже, чем дельта-штамм. В дополнение к этому ученые выяснили, что новая разновидность SARS-CoV-2 в популяциях частично привитых хомячков распространялась примерно на 10-20% быстрее, чем дельта-штамм. Это объясняет быстрые темпы распространения "омикрона" в последние несколько месяцев.

При этом дельта-вариант оказался более жизнеспособным в тех случаях, когда он распространялся в популяциях хомячков, никогда раньше не контактировавших с коронавирусом. Это свидетельствует о том, что одним из главных движущих факторов распространения штамма "омикрон" служит то, что существенная часть населения Земли приобрела иммунитет к более ранним разновидностям SARS-CoV-2.

Как считают исследователи, подобная особенность штамма "омикрон" служит индикатором того, что мутации, защищающие ее от антител и внимания иммунных клеток, сделали его менее жизнеспособным и менее опасным для клеток тела людей и животных. Это объясняет, почему сверхбыстрое распространение "омикрона" не вызывало резкого прироста в числе госпитализаций и смертей пациентов, подытожили ученые.

Омикрон-вариант коронавируса (В.1.1.529) начал распространяться по территории ЮАР и других стран Африки в конце осени 2021 года. Сейчас его выявили более чем в 80 государствах.

Следует добавить, что статья, о которой рассказывается в этой новости, представляет собой так называемый препринт. Это означает, что ее не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.