Получены реагенты для наблюдения за процессами в организме в реальном времени

Благодаря этим веществам ученые могут надежно и безопасно присоединять к биомолекулам светящиеся метки

ТАСС, 13 января. Ученые РФ синтезировали новые реагенты, которые позволяют наблюдать за протекающими в организме процессами в режиме реального времени. Они отличаются легкодоступностью и устойчивостью к окружающей среде и другим реагентам, пишет пресс-служба Минобрнауки.

"Химики и биологи Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) разработали новые реагенты на основе гетероциклоалкинов, которые позволяют надежно и безопасно присоединять флуоресцентные метки к биомолекулам. Созданные вещества помогут визуализировать процессы, протекающие в клетках и тканях живых организмов, и изучать их динамику в режиме реального времени", - говорится в сообщении.

Сегодня ученые имеют возможность исследовать состав и изменение живых клеток с помощью флуоресцентного биоимиджинга. Это метод, при котором интересующие исследователя молекулы организма, например, белки или ДНК, "подсвечиваются" флуоресцентными красителями и под воздействием света определенной длины волны становятся видимыми для скрининговых систем.

Чтобы биоимиджинг был успешным, необходимо надежно "сшить" флуоресцентные метки и выбранные молекулы. Для этого используют специальные химические реакции. На рынке уже существует несколько видов реагентов на основе циклоалкинов - молекул, имеющих замкнутый цикл из атомов углерода с тройной углерод-углеродной связью внутри цикла. Однако ученым СПбГУ удалось синтезировать принципиально новые реагенты.

Работа проходила в несколько этапов. В результате ученым удалось установить, что гетероцикл-содержащие гетероциклоалкины из девяти атомов (циклононины) - самая подходящая группа реагентов для реакции, которая способна протекать в живых клетках, но при этом не вредит им и сама не подвержена влиянию со стороны живых систем (SPAAC). У этих соединений наблюдался наилучший баланс между стабильностью и реакционной способностью.

Также исследователи разработали метод присоединения флуоресцентных красителей к новой группе реагентов и провели эксперименты по введению получившихся соединений в биомолекулы раковых клеток. Эксперименты подтвердили эффективность циклоалкинов с девятичленным циклом для SPAAC. Ученые СПбГУ, как отмечается в сообщении, уже могут использовать новые реагенты для проведения исследований по различным направлениям.