Все новости

Российские ученые разработали гибридный беспилотник для мониторинга погоды в Арктике

Комбинация вертикального взлета и "самолетного" типа полета позволит снизить риск его повреждения, считают разработчики

ТАСС, 13 января. Специалисты Московского авиационного института (МАИ) и Института физики атмосферы им. Обухова (ИФА) РАН спроектировали беспилотный летательный аппарат (БПЛА) "Цимлянин" для метеорологических исследований и мониторинга погоды в арктических широтах. Он уже прошел летные испытания, пишет пресс-служба МАИ.

"Новый беспилотник позволит исследовать турбулентную структуру пограничного слоя атмосферы - нижней части газовой оболочки нашей планеты. В перспективе разработка может быть использована для создания сети метеорологического мониторинга в Арктике на базе БПЛА, а также оперативного отслеживания и прогнозирования ледовой обстановки вдоль Северного морского пути и в акваториях северных портов России", - говорится в сообщении.

БПЛА все чаще используются в метеорологии, так как данные аэрологического зондирования на разных высотах, получаемые с них, дают более полную информацию, чем точечные наблюдения на метеорологических станциях. Кроме того, использование БПЛА позволяет увеличить частоту и расширить зону измерений. Особенно актуально использование беспилотников в труднодоступных районах, где метеорологические и аэрологические станции располагаются на большом расстоянии друг от друга.

Как отмечают в МАИ, освоение Арктики требует повышения надежности прогнозов неблагоприятных и опасных погодных явлений. Для решения этой задачи и разрабатывался "Цимлянин". Он представляет собой беспилотный аппарат вертикального взлета и посадки, которые осуществляются как у коптера - за счет работы четырех подъемных винтов. Полет происходит в самолетном режиме и обеспечивается работой лишь одного толкающего винта.

"Гибридная" схема аппарата была выбрана из-за нескольких факторов. В первую очередь, ее преимущество заключается в мягком и контролируемом режиме взлета и посадки, что снижает риск повреждения дорогостоящей аппаратуры на борту. "Цимлянин" не требует специальных взлетно-посадочных площадок, что облегчает его использование в условиях Арктики", - сказал заместитель директора центра "Беспилотные летательные аппараты" МАИ Максим Калягин.

Размах крыла "Цимлянина" составляет 2,4 м, масса полезной нагрузки - до 1,5 кг, крейсерская скорость - до 20 м/с, а продолжительность полета превышает 60 мин. Аппарат оборудован автопилотом и может выполнять полет по заранее заданному маршруту. Некоторые из метеорологических приборов, установленных на его борту, являются уникальными и разработаны специально для данного беспилотника.