Неандертальцы не уступали кроманьонцам в ловкости рук

К такому выводу пришли антропологи, изучившие повреждения на костяных орудиях труда неандертальцев, которые возникают в результате использования
Реконструкция неандертальца  AP Photo/Martin Meissner
Реконструкция неандертальца
© AP Photo/Martin Meissner

ТАСС, 12 января. Антропологи выяснили, что неандертальцы пользовались костяными орудиями труда примерно так же, как и кроманьонцы. Подобные инструменты неандертальцы держали примерно так же, как художник держит кисть, пишет пресс-служба Российского научного фонда со ссылкой на статью в научном журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

"Вопреки сложившимся стереотипам, мелкая моторика неандертальцев оказалось близкой к аналогичным характеристикам современного человека. Поскольку это умение отражает и когнитивные способности, можно предполагать, что неандертальцы не значительно отличались от нас с вами", – рассказала Ксения Колобова, заведующая лабораторией Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) и один из авторов исследования.

Достаточно долго считалось, что неандертальцы заметно уступали кроманьонцам и другим ранним Homo sapiens в культурном развитии. Предположительно они не умели говорить, не имели культуры, религии и даже не умели разжигать огонь. Однако раскопки последних лет в Хорватии, Израиле и Испании показывают, что эти представления были ошибочными.

В частности, четыре года назад археологи нашли в хорватской пещере Крапина ожерелья из когтей хищных птиц, изготовленные неандертальцами, а на севере Испании они позже нашли сразу несколько образцов достаточно реалистичной неандертальской наскальной живописи. Вдобавок, они выяснили, что соседи кроманьонцев коллекционировали камни, варили лечебные отвары и рисовали абстрактные татуировки, а также имели достаточно сложные погребальные ритуалы.

Колобова и ее коллеги открыли еще одну черту неандертальцев, которая говорит об их высоких умственных способностях, в ходе изучения костяных орудий труда, которые Homo neanderthalensis, жившие в пещерах на Алтае примерно 50-60 тыс. лет назад, использовали для заточки и обработки каменных ножей и других инструментов.

Как объясняют ученые, эти инструменты постепенно изнашивались в ходе использования. В результате на их поверхности оставался характерный рисунок из царапин и других повреждений. Их изучение, соответственно, позволяет реконструировать то, как древние люди держали орудия труда в руках и как они ими пользовались.

Анализ показал, что неандертальцы пользовались подобными костяными инструментами примерно так же, как это делали их соседи-кроманьонцы, а также современные люди. В частности, ученые обнаружили, что Homo neanderthalensis чаще всего удерживали орудия труда тремя пальцами, подобно тому, как художники держат кисть в руках.

Подобная особенность поведения древних людей, как объясняют Колобова и ее коллеги, свидетельствует, что они не уступали кроманьонцам и современным людям в умении управлять мелкой моторикой рук. Это, в свою очередь, в очередной раз указывает на то, что неандертальцы не уступали нашим предкам по уровню развития их когнитивных способностей, подытожили ученые.