Ученые разработали систему раннего предупреждения экологических угроз в Финском заливе

Она основана на анализе состояния обитающих в заливе моллюсков и специальных биомаркеров

ТАСС, 29 декабря. Ученые разработали систему раннего выявления опасной для живых организмов концентрации загрязняющих веществ в акватории Финского залива. Разработка позволит заранее прогнозировать экологические риски и определять наиболее уязвимые участки российской части Финского залива, пишет пресс-служба Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ) РАН.

Финский залив располагается на востоке Балтийского моря, он омывает берега Финляндии, Эстонии и России. Здесь расположены ключевые российские грузовые и пассажирские порты: Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Усть-Луга и другие. Последние десятилетия экологическое состояние российской части залива беспокоит ученых и активистов. Для контроля качества окружающей среды и обеспечения безопасности ученые трех стран регулярно отслеживают процессы, которые происходят в водах залива.

"Учеными Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН (входит в СПб ФИЦ РАН) был разработан и апробирован метод биоиндикации экологического состояния (здоровья) прибрежных акваторий восточной части Финского залива на основе анализа сердечной деятельности местных видов моллюсков. Например, по времени восстановления частоты сердечных сокращений моллюсков после стресса до фонового уровня можно диагностировать состояние здоровья животных", - сказал один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник СПб ФИЦ РАН Андрей Шаров.

Предложенный метод основан на анализе функционального состояния моллюсков, обитающих в воде, с помощью специальных биомаркеров, разработанных в СПб ФИЦ РАН. Эти биомаркеры позволяют анализировать физиологические параметры беспозвоночных, на основании которых исследователи могут сделать вывод о степени загрязненности любого участка акватории.

Исследования показали, что большая часть акватории Финского залива, относящейся к России, находится в удовлетворительном состоянии. Содержание кадмия и свинца, нефтепродуктов и полихлорированные бифенилы (ПХБ - стойкие органические загрязнители) на всех изученных участках было низким, как в донных отложениях, так и в тканях водных животных и растений.

Вместе с тем ученые выявили несколько участков особого риска: они расположены в местах поступления сточных вод и вблизи портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На этих участках зафиксировано воздействие таких опасных веществ, как цинк, полиароматические углеводороды и оловоорганические соединения. Кроме того, на некоторых прибрежных участках залива (районе Сестрорецка и Большой Ижоры) в воде обнаружен опасный фармацевтический препарат диклофенак в концентрации, которая близка к уровню, нарушающему состояние природных комплексов.