В Новосибирске началось производство вакуумной системы для синхротрона СКИФ

Это одна из важнейших систем устройства, потому что пучок электронов, испускающий синхротронное излучение, способен существовать только в вакууме

НОВОСИБИРСК, 28 декабря. /ТАСС/. Институт ядерной физики (ИЯФ) СО РАН начал производство вакуумной системы для строящего под Новосибирском синхротрона "Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ)", одной из важнейших для работы установки, поскольку пучок электронов, испускающий синхротронное излучение, может существовать только в вакууме. Об этом сообщил журналистам во вторник замдиректора института, руководитель Центра коллективного пользования "СКИФ" Евгений Левичев.

В комплексе СКИФ для генерации синхротронного излучения будет использоваться электронный пучок. Он создается в электронной пушке, ускоряется до энергии 200 МэВ в линейном ускорителе и попадает в бустерное кольцо. В нем электроны ускоряются до полной энергии 3 ГэВ, после чего перепускаются в накопительное кольцо, где генерируется синхротронное излучение. Во всех частях ускорительного комплекса должен поддерживаться высокий вакуум.

"Сам ускоритель состоит из большого числа разных систем, но из них условно можно выделить три основные - это магнитная система, высокочастотная ускоряющая система и система вакуума. Для того, чтобы пучки могли двигаться внутри ускорителя много часов и дней, не встречая сопротивления, нужна вакуумная система. Грубо говоря, это металлическая труба, внутри которой откачен воздух. Для основного накопителя - что очень важно, потому что нам надо торопиться, время поджимает - уже стали выходить первые изделия, первые ключевые прототипы", - сказал он.

Как уточнили в пресс-службе ИЯФ СО РАН, вакуумная система ускорительного комплекса рассчитана с учетом выделения газа с внутренних стенок камер под действием синхротронного излучения. Пучок рассеивается на молекулах газа, теряет свои свойства и может распасться. Наиболее остро эта проблема стоит для накопительного кольца СКИФ, поскольку здесь пучок должен иметь время жизни не менее 10 часов. Поэтому при создании вакуумной системы накопителя разработчики уделяют основное внимание соединительным деталям, поскольку все стыки вакуумных элементов должны быть сделаны без ступенек, с сохранением гладкой внутренней поверхности камеры. "Начиная со следующего года, мы надеемся, что эти изделия начнут производиться в массовом порядке", - добавил Левичев.

Ранее он сообщил, что первая небольшая часть ускорительного комплекса СКИФ будет собрана в апреле 2022 года. Энергия первых пучков ускорителя составит 20 из 3 000 планируемых мегаэлектронвольт. В конце мая 2021 года между Институтом катализа СО РАН, который является заказчиком проекта установки, и ИЯФ СО РАН был подписан самый крупный контракт стоимостью почти 9 млрд рублей на производство оборудования для ЦКП "СКИФ".

ЦКП "СКИФ" - уникальный по своим характеристикам источник синхротронного излучения поколения 4+. Синхротрон представляет собой ускоритель, в котором частицы движутся по кольцу в вакууме почти со скоростью света, а мощные электромагниты придают им энергию и задают траекторию движения. ЦКП "СКИФ" - это центр коллективного пользования, который будет включать не только ускорительный комплекс, но и развитую пользовательскую инфраструктуру: экспериментальные станции и лабораторный комплекс. Решение о его строительстве поддержал в феврале 2018 года на совете по науке и образованию президент России Владимир Путин. Создание источника синхротронного излучения планируется завершить в 2023 году, что позволит начать проведение научных исследований уже в 2024 году. Стоимость проекта оценивается в 37,1 млрд рублей.