Вещества от стволовых клеток веществ помогли вылечить инсульт у крыс

Все животные, у которых ученые вызвали геморрагический инсульт, выжили в результате лечения

ТАСС, 22 декабря. Российские ученые обнаружили, что продуцируемые стволовыми клетками вещества эффективны при кровоизлиянии в мозг. Полученные результаты послужат развитию новых методик терапии заболеваний, связанных с повреждениями нервной ткани, пишет пресс-служба Российского научного фонда. Результаты исследования опубликовал научный журнал Pharmaceutics.

"Ученые придумали, как можно бороться с геморрагическим инсультом - опасным для жизни кровоизлиянием в мозг. Они предложили вводить в пораженные ткани вещества, выделяемые мезенхимными стволовыми клетками (такие клетки дают начало разнообразным тканям: костям, хрящам, жиру и др. - прим ТАСС.), которые играют важнейшую роль в восстановлении большинства тканей организма. Хотя в данной работе авторы изучили эффективность подхода при его использовании сразу после повреждения, есть основания полагать, что данная концепция может лечь в основу новейших эффективных методов терапии инсульта", - говорится в сообщении.

Инсульт ежегодно поражает около 450 тыс. россиян. Наиболее опасная форма этого заболевания, геморрагический инсульт или мозговое кровоизлияние, вызывает смерть пациента в 60% случаев, а большинство выживших не возвращаются к нормальной жизни. Терапия в случае геморрагического инсульта сводится к тому, чтобы убрать из черепа кровь, которая может сдавить ткани мозга и вызвать их отмирание. Такой способ не слишком эффективен, его применение не всегда технически возможно, а потому необходимо искать альтернативные подходы.

В новой работе сотрудники МГУ им. Ломоносова вызвали у 98 крыс геморрагический инсульт, а затем попробовали реанимировать животных. Для этого они ввели в поврежденный участок питательную среду, в которой до этого выращивали мезенхимные стволовые клетки крысы или человека. Последние были нужны для того, чтобы оценить специфичность действия секрета между различными организмами.

На протяжении двух недель исследователи наблюдали за животными: участок мозга, где вызывали инсульт, содержит большое количество нервных путей, и поэтому степень повреждения мозга коррелирует с общим состоянием и поведением крыс. Результаты эксперимента показали, что наилучший эффект оказало введение секрета от стволовой культуры грызунов, а не человека, что ученые объясняют специфичностью активных веществ.

При этом все животные, получившие лечение, выжили и спустя трое суток лишь треть имела слабые симптомы болезни, через неделю все выглядели здоровыми. У них уменьшилась зона поражения мозга, также они хорошо справлялись с тестами на долговременную память, в ходе которых их обучали избегать некомфортных условий. Без терапии к окончанию эксперимента 30% грызунов погибли, 20% находились в тяжелом состоянии.