Ракета "Союз-2.1а" доставит на орбиту спутник с гекконами и мухами-дрозофилами

Эксперимент с участием насекомых и ящериц рассчитан на два месяца
Гекконы AP Photo/Lai Seng Sin
Описание
Гекконы
© AP Photo/Lai Seng Sin

МОСКВА, 18 июля. /ИТАР-ТАСС/. Ракета-носитель "Союз-2.1а" с биологическим спутником "Фотон-М4", пассажирами которого станут пять гекконов и мухи-дрозофилы, стартует в ночь на субботу, 19 июля, с космодрома Байконур. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в Роскосмосе.

"Старт ракеты запланирован на 0.50 мск с 31 площадки космодрома Байконур. Отделение биоспутника "Фотон-М" от ракеты-носителя "Союз-2.1а" должно произойти в 0.58 мск", - уточнили в космическом агентстве.

Помимо гекконов и мух спутник должен доставить на орбиту семена растений и микроорганизмы. Эксперимент рассчитан на два месяца, после чего космический аппарат должен приземлиться на территории Оренбургской области.

Гекконов отправляют в космос не впервые, однако продолжительность предыдущих экспериментов с такими ящерицами составляла от двух недель до месяца. Так, в прошлом году 15 ящериц провели 30 дней на борту спутника "Бион-М", что дало российским ученым дополнительную информацию по проблеме деминерализации костей у космонавтов из-за длительного воздействия невесомости.

Говоря о преимуществах опытов с использованием гекконов, ученые отмечают способность этих рептилий держаться на любой поверхности благодаря микрокрючкам на лапах, из-за чего невесомость не вызывает у ящериц стресс. Кроме того, особенности метаболизма позволяют использовать гекконов в длительных экспериментах с минимальными запасами пищи, кислорода и так далее.

На борту спутника "Фотон-М4" установлено 22 комплекта научной аппаратуры, разработанной ведущими научно-исследовательскими организациями России. Запланирован ряд экспериментов и исследований.

Спутники "Фотон" и "Фотон-М" разработаны в РКЦ "Прогресс". Первый "Фотон" был запущен еще в 1985 году, однако нынешний аппарат принципиально отличается от предшественников. В частности, в нем заменены система электропитания и двигательная установка. Если раньше электричество обеспечивали химические источники и длительность полета не превышала 20 суток, то бортовые аккумуляторы "Фотона-М4" заряжаются за счет солнечных батарей, что увеличивает срок активной службы космического аппарата на орбите в несколько раз, а с помощью двигательной установки можно менять параметры орбиты спутника.

Масса спутника составляет 6,8 тонны, масса научной аппаратуры - до 850 кг (до 600 кг внутри спускаемого аппарата и до 250 кг - снаружи). Срок активного существования на орбите - 60 суток. Средняя высота орбиты - 575 км, что выше средней высоты орбиты МКС.

Предыдущий "Фотон-М" побывал в космосе шесть лет назад: его вывели на орбиту 14 сентября 2007 года, а на Землю он вернулся спустя 12 суток.