Эксперт: технологии ИИ помогут создать эффективные пути переработки ядерных отходов

Декан химического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Степан Калмыков отметил, что по инициативе Росатома ученые при помощи таких инструментов, как квантово-химический анализ и нейросети, сейчас занимаются развитием технологий разделения ядерных отходов на фракции для последующего использования

МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) уже применяются для разработки новых методов переработки отработанного в ядерных реакторах топлива, что в будущем сможет сократить до минимума количество и сроки хранения таких отходов. Об этом сказал декан химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН Степан Калмыков на конгрессе "Инновационная практика: наука плюс бизнес" в среду.

"Это <…> глубокое фракционирование того, что выгружается из реактора и [тем], каким образом обезопасить будущие поколения, чтобы мы им в наследство не оставили долгоживущие радионуклиды. И вот здесь химическая технология выходит на первый план, и эти науки как раз используют искусственный интеллект <…> Представьте себе, таблетка топлива содержит в себе половину элементов периодической системы, это сложнейший состав <…> С помощью методов искусственного интеллекта, обучая нейросеть, мы можем предсказывать, как нужно модифицировать ту или иную молекулу, чтобы она отвечала тем или иным заданным нами свойствам", - сказал Калмыков.

Ученый отметил, что по инициативе Росатома ученые РФ при помощи таких инструментов, как квантово-химический анализ и нейросети, сейчас занимаются развитием технологий разделения ядерных отходов на фракции для последующего использования.

"Долгоживущие актиниды могут сжигаться в реакторах <…>, остаются только короткоживущие. А они [предполагают] хранение уже не десятки-сотни лет, а хранение 100 лет, это совсем другая история. То есть мы решаем и задачи в экологии, и экономики, и в энергетической сфере", - заключил исследователь.

VIII конгресс "Инновационная практика: наука плюс бизнес" проходит с 14 по 16 декабря. Его организаторами выступают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и негосударственный институт развития "Иннопрактика". Основная тема мероприятия в этом году: "COVID-19 как катализатор создания новой мировой системы ценностей в обществе и экономике".