Долговременное лекарство от ВИЧ проверили на обезьянах

ТАСС, 7 декабря. Американские молекулярные биологи разработали и проверили на макаках долговременное лекарство от вируса иммунодефицита. Одна его доза защитила обезьян от заражения на протяжении полугода. Описание разработки опубликовал научный журнал Nature.

"Обезьяны, получившие всего одну дозу препарата GS-CA1, оставались неуязвимыми для действия вируса иммунодефицита на протяжении примерно шести месяцев. Успешное завершение этих испытаний открывает дорогу для использования аналогов этого вещества, блокирующих сборку вирусных частиц, в качестве средства для долговременной профилактики ВИЧ", - пишут исследователи.

В последние годы ученые начали фокусировать свои усилия на разработке лекарств и средств профилактики ВИЧ, способных очень долго подавлять размножение вируса иммунодефицита в клетках больных людей или защищать здоровых пациентов от заражения им. Подобный подход, как предполагают ученые, позволит резко замедлить распространение ВИЧ в развивающихся странах Африки и Азии.

Американские молекулярные биологи под руководством профессора Гарвардского университета Дэна Баруха выяснили, что для этих целей лучше всего подходят вещества, которые соединяются с белками оболочки частиц ВИЧ, а не блокируют определенные фазы жизненного цикла вируса, как это делает большинство современных антиретровирусных препаратов.

Долговременная защита от ВИЧ

Барух и его коллеги пришли к такому выводу в ходе опытов с веществом GS-CA1, подавляющим размножение вируса иммунодефицита в теле обезьян. Эта молекула устроена таким образом, что она соединяется с индивидуальными белковыми звеньями, из которых состоит оболочка вируса иммунодефицита, и мешает им нормально соединяться друг с другом, что приводит к формированию дефектных вирусных частиц.

Работу этого препарата ученые проверили на двух дюжинах макак, две трети которых получили одну инъекцию GS-CA1 в двух разных дозировках, а оставшиеся 33% составили контрольную группу. В последующие полгода ученые еженедельно вводили большое число частиц вируса в организм обезьян и наблюдали за тем, заразятся ли животные.

Все особи из контрольной группы заразились вирусом иммунодефицита к 15 неделе наблюдений, тогда как макаки, получившие GS-CA1 в более крупной дозе, оставались здоровыми на протяжении полугода. Последующие замеры доли препарата в крови больных и здоровых обезьян помогли ученым вычислить его минимальную концентрацию, обеспечивающую 100% уровень защиты от вируса иммунодефицита.

Эти сведения, как считают Барух и его коллеги, помогут ускорить проведение клинических испытаний человеческого аналога GS-CA1, вещества GS-6207. Первые его тесты были недавно проведены с участием добровольцев. Эти опыты указали на высокий уровень эффективности данного препарата, подытожили ученые.