Биологи открыли ранее неизвестный механизм действия антител на вирусы

Благодаря этому можно будет создавать новые лекарства на основе моноклональных антител, надеются ученые

ТАСС, 30 ноября. Ученые выяснгили, что некоторые антитела могут деформировать структуру оболочек вирусов, чтобы те не могли присоединиться к поверхности заражаемых клеток. Результаты исследования опубликовал научный журнал Cell.

"Считается, что антитела соединяются с вирусами и блокируют работу их белков, которые нужны для заражения клетки. Мы выяснили, что некоторые антитела могут столь сильно деформировать вирусные частицы, что те просто не могут прикрепиться к заражаемым клеткам", – сказал один из авторов исследования, доцент Пенсильванского университета Ганеш Ананд.

Антитела – это крупные белковые молекулы, которые состоят из нескольких длинных цепочек аминокислот. Они соединены друг с другом таким образом, что эти белковые нити могут соединяться только с определенно устроенными молекулами, которые присутствуют на поверхности вирусов, бактерий или других опасных объектов микромира.

В случае с микробами и грибками антитела служат "метками", которые привлекают внимание клеток иммунной системы и заставляют их уничтожить помеченный объект. Если же антитело присоединяется к вирусу, то оно, как считали ученые до недавнего времени, не дает белкам оболочки патогена соединиться со здоровой клеткой и ввести в нее генетический материал вируса.

Ананд и его коллеги обнаружили, что существует как минимум еще один тип антител с совершенно иным механизмом действия на вирусные частицы. Ученые совершили это открытие во время опытов с моноклональными антителами, которые могут нейтрализовать частицы вирусов Зика и лихорадки денге.

Необычно широкий спектр действия этих молекул, получивших имя C10, заинтересовал биологов и заставил их детально проследить за тем, как эти антитела соединялись с частицами и того, и другого вируса. Для этого ученые соединили вирусные частицы и молекулы C10, заморозили их и просветили при помощи криоэлектронного микроскопа.

Эти снимки и спектроскопические наблюдения неожиданно указали на то, что молекулы C10 по-разному взаимодействовали с частицами вирусов Зика и денге. В первом случае они блокировали реакции между вирусными белками и оболочкой клеток, тогда как при соединении с частицами вируса денге антитела столь сильно деформировали их оболочку, что те теряли способность сцепляться с поверхностью клеток.

Подобная особенность этих антител не только объясняет, почему молекулы С10 могут нейтрализовать два разных патогена, но и указывает на существование ранее неизвестного механизма действия антител на вирусы. Эту особенность антител можно использовать для создания новых моноклональных препаратов, способных одинаково эффективно нейтрализовать сразу несколько видов вирусов, подытожили ученые.