Ученые создали наночастицы для безопасной доставки радиоизотопов в раковые опухоли

Испытания на мышах показали, что наночастицы не вредили организму пациента даже через десять дней, когда использующийся в них актиний-225 уже распался

ТАСС, 25 ноября. Российские ученые разработали наночастицы, позволяющие точечно доставлять радиоактивные атомы актиния в злокачественные опухоли. Это уменьшает радиационную нагрузку на здоровые ткани, пишет пресс-служба Российского научного фонда. Результаты исследования опубликовал Journal of Colloid and Interface Science.

"Наша разработка позволит безопасно доставлять радионуклиды к опухолям, не нанося вреда здоровым тканям организма. Помимо опытов на животных, мы провели исследования в пробирке, которые доказали, что синтезированные нами частицы удерживают актиний-225 в стабильном состоянии на протяжении тридцати дней", – рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник РНЦ радиологии и хирургических технологий имени Гранова (Санкт-Петербург) Тимофей Карпов.

За последние годы ученые создали на основе наночастиц несколько принципиально новых методов лечения рака и других болезней. В некоторых случаях эти структуры принимают непосредственное участие в уничтожении опухоли или ликвидации источника болезни, а в других – служат средством доставки лекарств и токсинов в опухоль или орган, что позволяет врачам усилить эффективность работы этих веществ и снизить их дозу.

Карпов и его коллеги приспособили подобные наноструктуры для адресной доставки актиния-225 – радионуклида, который широко применяется при лучевой терапии рака. Период его полураспада составляет всего десять дней, что позволяет актинию-225 быстро уничтожать опухолевые клетки и при этом не причинять длительного вреда организму.

Актиний-225 применяется не в чистом виде, а в качестве одного из компонентов коротких белковых молекул, мембранных пузырьков и наночастиц, мешающих радионуклиду проникать в здоровые ткани тела. Лучшие из них удерживают максимум 84% радионуклидов, а остальные 16% все также поражают здоровые ткани.

Карпов и его коллеги увеличили этот показатель до 98% при помощи наночастиц из двуокиси кремния. Они представляют собой шарообразные структуры диаметром в несколько десятков нанометров, которые покрыты слоем актиния-228 и тонкой пленкой из золота или титана, удерживающей атомы радионуклида внутри наночастицы.

Работу этих наночастиц ученые проверили в опытах на мышах. В их организм специалисты вводили достаточно большие количества созданных ими наночастиц и другие типы носителей актиния-225. Последующие наблюдения показали, что наночастицы с золотым и титановым покрытием практически не вредили здоровым тканям даже через десять суток после инъекции, а в пробирке они оставались стабильными на протяжении месяца.

В ближайшее время ученые планируют создать новую версию наночастиц и встроить в них молекулы, которые позволят этим структурам соединяться только с раковыми клетками и игнорировать здоровые ткани. Это дополнительно повысит безопасность актиниевой терапии и сделает ее более дешевой, подытожили исследователи.