Все новости

Рейтинги могут усложнять жизнь товарам и ресторанам "второго эшелона"

Они помогают только занимающим первые строчки подобных списков

ТАСС, 22 ноября. Экономисты выяснили, что рейтинги с четко обозначенными местами значительно усложняют жизнь ресторанам и продавцам товаров "второго эшелона", которые занимают высокие, но не первые позиции в этих списках. Результаты исследования опубликовал Journal of Personality and Social Psychology.

"Мы обнаружили, что системы ранжирования помогают только тем, кто находится на их верхней строчке, тогда как остальные участники рейтингов от этого только страдают. Проявления этого феномена можно увидеть везде, начиная с рейтингов пылесосов и заканчивая списками топ-университетов", – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Сонгюнгван (Республика Корея) Чхун Чинсок.

Рейтинги активно используются как в рекламе, так и при определении социальной значимости различных политических партий, лидеров мнений, а также для оценки приоритетности экономических реформ. Подобные списки крайне полезны для потребителей и аналитиков, но при этом ученых интересует и то, как попадание в рейтинги влияет на успешность политических сил, а также на продажи компаний и популярность ресторанов.

Чхун Чинсок и его коллеги заинтересовались этой проблемой после того, как обратили внимание на необычную тенденцию в том, какие баскетболисты чаще всего приглашались на Матчи всех звезд НБА. Ученые заметили, что на эти игры чаще всего попадали те игроки, которые лидировали по одному из статистических показателей, тогда как шансы на это были значительно ниже для их ближайших преследователей даже в тех случаях, когда их вклад в победы команды был заметно выше.

Ученые заинтересовались тем, является ли эта тенденция характерной особенностью НБА или же он распространяется на все рейтинги, в которых места их участников четко определены. Для проверки этой идеи Чхун Чинсок и его коллеги собрали группу из нескольких тысяч добровольцев из числа пользователей соцсетей.

Участники этого эксперимента должны были выбрать несколько товаров или ресторанов из предложенных им рейтингов. Экономисты подготовили несколько вариаций подобных списков, в части которых у товаров и ресторанов были четко обозначенные места, а в других их позиции в очень общем виде обозначались уровнями или звездочками.

Последующие наблюдения за поведением добровольцев показали, что при выборе они ориентировались на самые важные потребительские характеристики товаров и ресторанов в тех случаях, когда в рейтингах у них отсутствовали четко обозначенные места. Их появление, в свою очередь, заставляло участников эксперимента в 1,5 раза чаще выбирать ресторан или товар, занимающий первое место, но при этом уступающий ближайшим конкурентам по ряду важных показателей.

Как предполагают ученые, изменения в поведении добровольцев были связаны с тем, что появление мест в рейтинге заставляло их внимательнее читать описание товара или ресторана-лидера и меньше обращать внимания на качества​ их конкурентов. Эту особенность потребителей, как считают Чхун Чинсок и его коллеги, необходимо учитывать как при проведении рекламных кампаний, так и при использовании рейтингов при оценке популярности или необходимости реформ и прочих политических мер.