ТАСС, 17 ноября. Российские ученые выяснили, что пожилые люди часто совершают ошибки при чтении из-за того, что при восприятии текста больше опираются не на грамматику, а на свой жизненный опыт и на поверхностный смысл отдельных слов. Результаты исследования опубликовал Quarterly Journal of Experimental Psychology, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.
"Опыты показывают, что опора на поверхностную обработку позволяет обрабатывать информацию чуть быстрее. Хотя она и может приводить к ошибкам понимания, во многих случаях это выгодно и экономит нам время", – рассказала Анастасия Лопухина, научный сотрудник НИУ ВШЭ и один из авторов исследования.
К такому выводу Лопухина и ее коллеги пришли, пытаясь выяснить, как часто дети, взрослые и пожилые ошибаются при восприятии различных текстов. Ранее исследования такого рода практически не проводились, несмотря на большой интерес к появлению ошибок при понимании устной речи или письменных текстов.
В новом исследовании участвовало 349 человек: школьники от 13 до 17 лет, взрослые – от 20 до 40 лет, а также пожилые, старше 55 лет. Все они согласились прочитать несколько коротких предложений с причастными оборотами и объяснить их смысл ученым.
Часть из этих предложений была составлена так, что причастные обороты в них были синтаксически связаны с одним существительным, но при этом по смыслу они больше сочетались с другими словами. Ученых интересовало, как часто добровольцы не поддавались на эту уловку и правильно воспринимали смысл читаемого предложения.
Как оказалось, участники эксперимента всех возрастов достаточно часто совершали подобные ошибки. К примеру, при чтении предложения "Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившим пожар на складе", школьники и взрослые в 63-68% случаях некорректно говорили, что пожар потушил пожарный, а не стоматолог.
При этом пожилые люди при чтении подобных выражений совершали еще больше ошибок – лишь в 20% случаев они распознавали смысл и ключевых действующих лиц правильно. Как предполагают ученые, это можно объяснить тем, что люди в возрасте доверяют своему большому языковому и жизненному опыту.
Другой возможной причиной может быть то, что поверхностное чтение текста и опора на смысл отдельных слов позволяет экономить ресурсы и при этом быстрее воспринимать информацию. В пользу этого говорит то, что при неправильном понимании смысла предложений участники эксперимента прочитывали их быстрее, чем в тех случаях, когда они видели уловку. Эту особенность сознания человека следует учитывать при изучении восприятия речи, подытожили ученые.