Все новости

Жизненный опыт подвел пожилых людей при восприятии текстов

Полагаясь на него, участники психолингвистического эксперимента старше 55 лет неправильно понимали текст чаще более молодых людей

ТАСС, 17 ноября. Российские ученые выяснили, что пожилые люди часто совершают ошибки при чтении из-за того, что при восприятии текста больше опираются не на грамматику, а на свой жизненный опыт и на поверхностный смысл отдельных слов. Результаты исследования опубликовал Quarterly Journal of Experimental Psychology, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.

"Опыты показывают, что опора на поверхностную обработку позволяет обрабатывать информацию чуть быстрее. Хотя она и может приводить к ошибкам понимания, во многих случаях это выгодно и экономит нам время", – рассказала Анастасия Лопухина, научный сотрудник НИУ ВШЭ и один из авторов исследования.

К такому выводу Лопухина и ее коллеги пришли, пытаясь выяснить, как часто дети, взрослые и пожилые ошибаются при восприятии различных текстов. Ранее исследования такого рода практически не проводились, несмотря на большой интерес к появлению ошибок при понимании устной речи или письменных текстов.

В новом исследовании участвовало 349 человек: школьники от 13 до 17 лет, взрослые – от 20 до 40 лет, а также пожилые, старше 55 лет. Все они согласились прочитать несколько коротких предложений с причастными оборотами и объяснить их смысл ученым.

Часть из этих предложений была составлена так, что причастные обороты в них были синтаксически связаны с одним существительным, но при этом по смыслу они больше сочетались с другими словами. Ученых интересовало, как часто добровольцы не поддавались на эту уловку и правильно воспринимали смысл читаемого предложения.

Как оказалось, участники эксперимента всех возрастов достаточно часто совершали подобные ошибки. К примеру, при чтении предложения "Миша встретился со стоматологом пожарного, потушившим пожар на складе", школьники и взрослые в 63-68% случаях некорректно говорили, что пожар потушил пожарный, а не стоматолог.

При этом пожилые люди при чтении подобных выражений совершали еще больше ошибок – лишь в 20% случаев они распознавали смысл и ключевых действующих лиц правильно. Как предполагают ученые, это можно объяснить тем, что люди в возрасте доверяют своему большому языковому и жизненному опыту.

Другой возможной причиной может быть то, что поверхностное чтение текста и опора на смысл отдельных слов позволяет экономить ресурсы и при этом быстрее воспринимать информацию. В пользу этого говорит то, что при неправильном понимании смысла предложений участники эксперимента прочитывали их быстрее, чем в тех случаях, когда они видели уловку. Эту особенность сознания человека следует учитывать при изучении восприятия речи, подытожили ученые.