Стимуляция мозга увеличила склонность человека помогать ближнему

Ключевую роль в этом играла дорсолатеральная префронтальная кора мозга

ТАСС, 16 ноября. Российские нейрофизиологи обнаружили, что если стимулировать магнитным полем определенные области префронтальной коры и подавить ее возбудимость, человек будет более склонен к просоциальному поведению, то есть чаще станет помогать ближним, дарить подарки и сотрудничать. Результаты исследования опубликовал научный журнал  Scientific Reports, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.

В ходе исследования ученые использовали так называемую транскраниальную магнитную стимуляцию. Она заключается в том, что при помощи высокочастотных или низкочастотных магнитных полей ученые могут увеличивать или уменьшать активность той или иной части мозга, не вскрывая при этом черепную коробку.

Благодаря этим магнитным полям в мозгу возникают импульсы электричества, которые меняют характер работы нервных клеток в той области, на которую направлен прибор. Подобная стимуляция, как показывают опыты последних лет, может подавлять симптомы болезни Паркинсона и булимии, снижать тягу к курению и другим вредным привычкам, а также улучшать арифметические и языковые способности добровольцев.

Зинченко и ее коллеги обнаружили, что таким же образом можно влиять и на просоциальность поведения человека, то есть на его склонность приносить пользу ближним. В исследовании участвовало 46 человек, которые играли в экономических игры "Диктатор" и "Щедрость".

По правилам первой игры один из участников распределяет деньги между собой и всеми остальными игроками, а другие иногда получают возможность оценить справедливость его действий. Во второй игре один из участников также решает, сколько денег получат остальные добровольцы, однако при этом он всегда получает фиксированную сумму себе.

В ходе эксперимента исследователи действовали с помощью транскраниальной магнитной стимуляции на так называемую дорсолатеральную префронтальную кору добровольцев. Оказалось, что если активность этого участка мозга подавляли, "диктаторы" становились более щедрыми, а вот участники "Щедрости" не меняли своего поведения.

"Результаты наших опытов говорят о том, что дорсолатеральная префронтальная кора вовлечена в принятие решений, только если человек испытывает конфликт между эгоистическими и просоциальными мотивами. Поэтому магнитная стимуляция этой области влияет на поведение лишь тогда, когда существует этот конфликт", – рассказала Оксана Зинченко, научный сотрудник НИУ ВШЭ и один из авторов исследования.

При отсутствии подобного конфликта дорсолатеральная префронтальная кора не участвует в принятии решений. Подобная особенность этого участка мозга может объяснять, почему в прошлом нейрофизиологи получали противоречивые результаты при изучении того, как человек принимает эгоистические или просоциальные решения, подытожили Зинченко и ее коллеги.