Ученые приступили к созданию антисептика против устойчивых бактерий и вирусов

Необходимо использовать антибактериальные покрытия, которые убивают бактерии до их формирования в колонии, сообщила руководитель лаборатории биологически активных соединений и биокомпозитов ТулГУ Евгения Саверина

ТУЛА, 13 ноября. /ТАСС/. Группа ученных Тульского государственного университета (ТулГУ) приступила к разработке новых видов противомикробных средств и материалов для обработки поверхностей в общественных местах, в том числе в транспорте, рабочих и бытовых помещениях, против бактерий и вирусов. Об этом сообщила в субботу ТАСС руководитель лаборатории биологически активных соединений и биокомпозитов ТулГУ Евгения Саверина.

"Сейчас, особенно в связи с пандемией ковида, очень сильно возросло использование антисептиков и дезинфицирующих средств, их постоянное присутствие в окружающей среде способствуют тому, что микроорганизмы "привыкают" к ним, и есть опасность, что известные сегодня препараты потеряют эффективность. Мы будем разрабатывать средства, а также специальные противомикробные покрытия на основе четвертичных аммониевых соединений, наработки в этой сфере есть. Мы уже приступили к этой работе, и она в дальнейшем будет проводиться в нашей лаборатории в сотрудничестве с Институтом органической химии им. Зелинского Российской академии наук (РАН)", - сказала собеседница агентства.

Она отметила, что вредоносные микроорганизмы способны организовываться в так называемые биопленки, что делает их более устойчивыми к большинству из применяемых сейчас препаратов. Противодействовать этому процессу можно с помощью антибактериальных покрытий, которые убивают бактерии до их формирования в колонии. Такие материалы не нужно наносить ежедневно, они сохраняют свойства длительное время.

"Покрытия можно наносить фактически на любые поверхности - металлические, пластиковые, деревянные, тканевые, например в транспорте, в школах, на рабочих местах, на пленку для упаковки продуктов питания, возможно, и на поверхности медицинских приборов", - добавила Саверина.

Как сообщалось, на базе ТулГУ в 2021 году по нацпроекту "Наука и университеты" организованы четыре лаборатории в области биологии, экологии, химии, интеллектуальных систем. В них 47 молодых ученых будут проводить фундаментальные исследования в рамках проектов научно-образовательного центра (НОЦ) "ТулаТех", в том числе для применения новых материалов и технологий в медицине, химической промышленности, создания тренажерных комплексов и для других направлений. Общая сумма финансирования деятельности лабораторий до конца года составит 60 млн рублей, в том числе по линии Минобрнауки РФ.

НОЦ "ТулаТех" организован в Туле в ноябре 2020 года, в него входят 23 компании и ряд вузов, он специализируется по направлениям вооружение и военная техника, гражданское машиностроение, органический и биоорганический синтез, экология и биотехнологии. В рамках этих направлений сформировано 12 проектов, разработан план развития научно-исследовательской инфраструктуры. На реализацию мероприятий и проектов НОЦ до 2024 года запланировано направить более 10 млрд рублей внебюджетных средств, создать более 3 тыс. рабочих мест, зарегистрировать более 1,2 тыс. патентов.