Минобрнауки: финансирование участия ученых РФ в проекте Hyper-Kamiokande не предусмотрено

Как сообщили в российском ведомстве, проект не входит в утвержденную программу сотрудничества России и Японии

МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Российские ученые не получили финансирования на участие в крупнейшем международном проекте в области нейтринной физики Hyper-Kamiokande в Японии, так как этот проект не включен в программу научно-технического сотрудничества двух стран. Об этом ТАСС в субботу сообщили в пресс-службе Минобрнауки России.

В конце октября сотрудник Института ядерных исследований (ИЯИ) РАН Юрий Куденко сообщил, что российские ученые не получили финансирования для участия в проекте Hyper-Kamiokande, что, по его мнению, может привести к отставанию РФ в этой области. Как отметил Куденко, ученые в РФ рассчитывали получить на протяжении восьми лет суммарное финансирование в размере 7-8 миллионов долларов.

"Условия пребывания российских специалистов определяются документами, созданными в рамках соглашения между правительствами России и Японии о научно-техническом сотрудничестве, подписанного в 2000 году, а также соглашениями между организациями, меморандумами и протоколами, программой сотрудничества. В настоящее время проект Hyper-Kamiokande не входит в утвержденную программу сотрудничества, поэтому не может иметь финансовую поддержку по причине того, что Исследовательская организация ускорителей высоких энергий (КЕК) не подготовила единый документ для всех стран-участниц по Hyper-Kamiokande", - говорится в сообщении.

В министерстве добавили, что после представления соответствующего документа должны быть разработаны нормативно-правовые акты. И вопрос включения эксперимента в программу сотрудничества Россия - КЕК может быть рассмотрен на очередном заседании Координационной группы по вопросам международного научно-технического сотрудничества с Европейским центром ядерных исследований (ЦЕРН) и другими зарубежными центрами, которые участвуют в программах исследования фундаментальных свойств материи.

Hyper-Kamiokande - проект по созданию нейтринного детектора вблизи японского города Хида, инициатором которого является японская КЕК. Ожидается, что Hyper-Kamiokande станет крупнейшим в истории детектором нейтрино, что позволит значительно продвинуться в изучении устройства Вселенной. В проекте участвуют около 350 исследователей из 16 стран. Ученых из России также пригласили принять участие в проекте.