Жирную кислоту из пальмового масла обвинили в помощи метастазам

Ученые считают, что росту метастаз помогает пальмитиновая кислота – основной компонент пальмового масла и некоторых других растительных жиров

ТАСС, 10 ноября. Опыты на мышах показали, что пальмитиновая кислота, которая есть в пальмовом масле и в некоторых других растительных жирах, помогает развиваться метастазам. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature.

"Пока еще рано говорить о подборе диеты для больных с метастатическими формами рака. Тем не менее, результаты нашего исследования говорят, что если в еде у пациента нет или почти нет пальмитиновой кислоты, это может замедлить рост метастазов", – отметил один из авторов исследования, профессор Института биомедицинских исследований в Барселоне Сальвадор Азнар-Бенита.

Азнар-Бенита и его коллеги обнаружили, что скорость роста метастазов зависит не только от мутаций в "сбежавших" раковых клетках, но и от определенных типов жировых молекул в организме пациента. На такой вывод исследователей натолкнули эксперименты на мышах, в организм которых вводили культуры человеческих раковых клеток.

Таким образом исследователи пытались проверить, способствует ли жирная пища формированию разных форм вторичных опухолей. Для этого ученые разделили мышей на несколько групп, часть из которых они кормили нормальной пищей, а в диету других добавляли большое количество разных форм растительных жиров.

Из всех испытанных разновидностей на здоровье грызунов негативно повлияло лишь пальмовое масло. После него рост метастазов у мышей резко ускорился. Этот эффект сохранился даже после того, как ученые извлекли часть опухолей из тела одних грызунов и имплантировали их здоровым мышам со "здоровой" диетой.

Детально изучив, как именно компоненты пальмового масла действовали на раковые клетки, ученые выяснили, что изменение агрессивности метастаз вызывали молекулы пальмитиновой кислоты. Это основной компонент пальмового масла, который есть и во многих других растительных жирах.

Ее молекулы, как выяснили Азнар-Бенита и его коллеги, меняют структуру белковой "обертки" ДНК раковых клеток. В результате активируются несколько сотен генов, связанных с распространением метастазов. Эти изменения сохранялись даже при многократном делении раковых клеток, благодаря чему метастазы быстро формировались даже в том случае, когда пальмитиновой кислоты в окружающей их среде не было.

Ученые надеются, что дальнейшие опыты на культурах клеток и животных помогут разработать терапию или открыть препарат, который блокировал бы процесс изменения структуры обертки ДНК раковых клеток. Это позволит защитить многих раковых больных от развития метастазов, подытожили Азнар-Бенита и его коллеги.