Для борьбы с разливами нефти предложили использовать спирт бутоксиэтанол

По эффективности он сравним с аналогами, но расход гораздо меньше, отмечают разработчики

ТАСС, 10 ноября. Ученые выяснили, что бутоксиэтанол не уступает в эффективности химикатам, которые используют для удаления нефтяных пленок с поверхности воды. При этом его расход значительно ниже, пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ). Результаты исследования опубликовали Journal of Molecular Liquids и Data in Brief.

"Бутоксиэтанол будет хорошим реагентом для разработки новых средств для удаления нефтяных разливов. Он менее летуч, чем терт-бутанол, а также лучше снижает натяжение жидкостей на границе "вода-масло", благодаря чему помогает им смешиваться. Но оба эти соединения имеют общий недостаток - они токсичны", – пояснил один из авторов исслдеования, доцент Губкинского университета Андрей Новиков.

По словам исследователя, российские ученые уже разработали метод для снижения токсичности бутоксиэтанола. Они предлагают упаковать его молекулы в специальный пористый носитель, не мешающий взаимодействию спирта с нефтью. Как надеются разработчики, эта технология позволит быстрее и эффективнее ликвидировать разливы углеводородов.

Новиков и его коллеги пришли к таким выводам в ходе опытов по изучению свойств различных соединений, которые могут взаимодействовать с углеводородами и заставляют их пленки на поверхности воды объединяться в капли и другие крупные структуры, которые проще собрать и удалить. Этого можно добиться при помощи некоторых спиртов, таких как терт-бутанол, а также других поверхностно активных веществ.

Недавно ученые предположили, что для этих целей можно применять еще один спирт, бутоксиэтанол, активнее взаимодействующий с нефтью, чем терт-бутанол. Для проверки этой гипотезы ученые провели серию опытов, в ходе которых проследили за взаимодействиями молекул спирта и смеси из воды и толуола.

Эти опыты подтвердили, что бутоксиэтанол не уступал конкурентам в активности взаимодействий с углеводородами, при этом для их растворения требовалось заметно меньше этого спирта, чем терт-бутанола. В теории это позволит уменьшить расход данного соединения на ликвидацию разливов нефти, что потенциально удешевит и ускорит борьбу с подобными техногенными катастрофами, подытожили ученые.