Геологи реконструировали особенности перемещений тектонических плит "молодой" Земли

Тектоника плит в то время отличалась из-за того, что мантия была гораздо горячее, чем сейчас

ТАСС, 8 ноября. С помощью суперкомпьютерного моделирования геологи предположили, как могли происходить тектонические процессы на Земле миллиарды лет назад. Также благодаря этому ученые смоделировали особенности формирования современных континентов. Результаты исследования опубликовал научный журнал Scientific Reports, кратко об этом пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова.

Мантия "молодой" Земли - главная силикатная оболочка планеты - была настолько горячей (температура на 200-300 °С выше современной), что, по мнению многих исследователей, масштабное перемещение тектонических плит было невозможно или крайне затруднено из-за их размягчения и потери прочности.

"Из-за более высокой температуры плиты были более тонкими и пластичными, поэтому, погружаясь, одна плита утягивала за собой другую. Режим двухсторонней субдукции совершенно нетипичен для современной тектоники но, по всей видимости, был доминирующим в ранней Земле. Моделирование показало удивительную особенность этого процесса. В результате встречной субдукции двух плит между ними образуется огромный клин глубиной до 150-200 км, состоящий из пород океанической коры, интенсивно изменяемых горячим водным флюидом. В этом клине наблюдается образование гранитов, составляющих основной объем континентов современной Земли", - сказал один из авторов работы Алексей Перчук.

По его словам, в современных условиях субдукция, то есть взаимодействие литосферных плит, происходит по-другому: одна жесткая тектоническая плита погружается под другую жесткую плиту, на глубине породы погружающейся плиты преобразуются, выделяют большое количество водного флюида, способствующего развитию магматизма на островных дугах (например, Курильские острова) или на активных окраинах континентов (например, Анды).

Кроме того, в новой работе ученые разрешили спор геологов по поводу того, могла ли субдукция в принципе работать в докембрийское время. Дело в том, что многие исследователи полагали, что при высоких температурах мантии тектонические процессы в современном понимании невозможны. Разгадка может крыться в том, что у верхней мантии ранней Земли были простые минеральный и химический состав - она была в значительной степени истощена из-за потери компонентов.

В современной Земле "слой" истощенной мантии довольно тонкий, он расположен внутри литосферной плиты. В ранней Земле, как показали расчеты ученых, "слои" легкой истощенной мантии, многократно превышающие мощность литосферных плит, отделялись от плит и подтекали под литосферу, еще более наполняя верхнюю мантию.