Откуда взялась планка в 1,5 градуса? Почему именно она?
В 2018 году Межправительственная группа по изменению климата при ООН представила Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 градуса, основанный на оценке около 6 тыс. научных публикаций, прошедших строгий отбор. Над докладом работал 91 ученый из 40 стран мира. В нем эксперты сделали несколько важных выводов.
Первый — к 2017 году температура на планете уже поднялась примерно на 1 градус по сравнению с доиндустриальным уровнем (который отсчитывается с середины XIX века). И последствия этого процесса сказываются в разных регионах: волны тепла, повышение частоты экстремальных погодных явлений, таяние ледников, сокращение биоразнообразия (страдают сельскохозяйственные культуры и животные). Темпы роста температур и связь между ними и промышленным развитием говорят о том, что этот процесс вызвал именно человек.
С каждым десятилетием температура повышается на 0,2 градуса, и это напрямую связано с количеством ежегодных выбросов парниковых газов в атмосферу. При сегодняшнем темпе выбросов мир достигнет потепления на 1,5 градуса в период между 2030 и 2052 годом, а к 2100 году потепление может увеличиться более чем на 3–4 градуса. Моделирование показывает, что уже начиная с 1,5 градуса риски для всего живого многократно возрастают.
Если мы перешагнем рубеж в 1,5 градуса, это приведет к необратимой утрате ряда экосистем и череде кризисов среди самых уязвимых слоев населения. Многие районы станут непригодными для проживания. Потоки беженцев резко увеличатся. При 2 градусах изменение климата будет иметь разрушительные последствия для значительной части земного шара. Предсказать, что будет дальше с человечеством, почти невозможно.
Самый важный вывод доклада: удержать потепление в рамках 1,5 градуса все еще можно. Но для этого потребуется сократить глобальные выбросы на 45% к 2030 году (по сравнению с уровнем 2010 года) и свести их к нулю к 2050 году. Страны, на которые приходится 80% всех выбросов, должны взять на себя ответственность по их снижению, считают эксперты. Именно этому и посвящена нынешняя конференция в Глазго.
Парниковые газы — это какие? И почему все говорят про углерод?
Парниковыми называют газы, которые, накапливаясь в атмосфере, удерживают тепло. Не всякие газы способствуют нагреванию планеты, а конкретно те, чьи молекулы поглощают тепловую энергию. К ним относят водяной пар, метан, водород, озон и некоторые другие. Больше всего проблем вызывает углекислый газ, или двуокись углерода.
Во-первых, на него приходится около 75% антропогенных (вызванных человеческой деятельностью) выбросов парниковых газов. Во-вторых, молекулы СО2 в атмосфере не разрушаются и существуют тысячи лет. В этом принципиальное отличие CO2 от метана, который в атмосфере живет всего около 12 лет.
Сжигание ископаемого топлива (уголь, нефтепродукты, природный газ) ведет к образованию CO2. Примерно половина антропогенных выбросов СО2 поглощается лесами и океаном, но остальное остается в атмосфере. Площадь лесов к тому же постоянно снижается из-за пожаров и вырубки. Поэтому, чтобы не допустить еще большего накопления СО2 в атмосфере, специалисты говорят о сокращении выбросов.
Что такое эмиссионный бюджет? Зачем он нужен? Почему его размер везде отличается?
Эта идея напрямую связана с климатической стратегией: удержать потепление на определенном уровне. Чтобы понимать, как близко мы подошли к опасной черте и какие ставить цели по ограничению выбросов, эксперты придумали понятие бюджета на выбросы (emission budget). Это объем CO2, который атмосфера может поглотить, прежде чем рост глобальной температуры превысит 1,5 градуса.
Эмиссионный бюджет исчисляется сотнями миллиардов гигатонн, но точные оценки могут отличаться от статьи к статье. Конкретная цифра зависит от нескольких параметров: в каком году был рассчитан бюджет (с каждым годом он становится меньше), какие цели ставят авторы (для полутора градусов бюджет будет меньше, чем для двух), наконец, от модели расчета общей динамики потепления с учетом разных факторов.
Чтобы оценить связь между выбросами и потеплением, ученые используют понятие переходной реакции климата на совокупные выбросы углерода (TCRE). Грубо говоря, это повышение температуры в ответ на определенное количество CO2 в атмосфере. Поскольку углекислый газ накапливается и удерживает тепло, возникает линейная зависимость: определенный объем выбросов соответствует определенному повышению температуры.
Проблема в том, что рост температуры может идти не линейно, а "разгоняться". Это значит, что, когда атмосфера будет поглощать слишком много углекислого газа со слишком большой скоростью, температура Земли может увеличиваться уже в ответ на растущий парниковый эффект. Например, из-за таяния льда в Арктике могут высвободиться залежи "спящего" метана, точные объемы которых неизвестны.
Несмотря на все погрешности и неточности, эмиссионный бюджет — самый наглядный способ показать, какие возможности повлиять на климат у нас есть. И самый точный: на основе цифр страны могут планировать свои национальные стратегии по снижению выбросов, чтобы достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
Что такое углеродная нейтральность? Разве можно вообще не выделять CO2?
Углеродная нейтральность (УН) не означает полное отсутствие выбросов. Это тот их объем, который не приведет к дальнейшему накоплению CO2 в атмосфере. Есть три способа добиться УН: через сокращение прямых выбросов на производствах; через компенсацию выбросов за счет захвата CO2 из воздуха; через инвестирование в проекты, которые сокращают выбросы.
Например, предприятие может перейти с бензиновых двигателей на дизельные — уровень выбросов от них ниже. Оно может улавливать CO2 с помощью специальных фильтров и использовать его для производства пластика и других материалов. Наконец, оно может спонсировать посадку лесов, которые естественным образом поглощают углекислый газ.
Есть и планы по достижению углеродной нейтральности на уровне отдельных стран. Например, в ФРГ действует программа "Климатически нейтральная Германия 2045". (Klimaneutrales Deutschland 2045). К 2030 году страна намеревается производить 65% электроэнергии из возобновляемых источников, а к 2038 году — полностью отказаться от угольных электростанций. На выбросы CO2 будут действовать специальные сертификаты, которые компании должны будут покупать. Также повышаются налоги на авиабилеты и одновременно вводятся налоговые льготы — на железнодорожные.