Диклофенак обвинили в провоцировании болезней у обитателей водоемов

Ученые отследили это на примере обитающих в Китае красных калифорнийских раков, а также бактерий в их желудочно-кишечном тракте

ТАСС, 2 ноября. Российские ученые выяснили, что когда компонент многих обезболивающих – диклофенак – попадает вместе с отходами в водоемы, он может вызывать у обитателей водоемов заболевания желудочно-кишечного тракта. Вещество может накапливаться в воде и при высоких концентрациях угрожать не только живущим в воде организмам, но и людям, которые используют водоемы, считают ученые. Результаты работы опубликовал научный журнал Chemosphere, кратко об этом пишет пресс-служба Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра (СПб ФИЦ) РАН.

Диклофенак – это один из основных компонентов многих обезболивающих. Зачастую он может попадать в почву и водоемы вместе с отходами и сточными водами, и накапливаться там. Ученые не до конца понимают, как это может повлиять на человека и окружающую среду.

Чтобы установить негативные стороны воздействия диклофенака на живые организмы, ученые использовали огромную концентрацию диклофенака - примерно в 10 тыс. раз больше, чем наблюдаются в акваториях вблизи мегаполисов, таких как, например, Санкт-Петербург.

Эксперименты проводились в емкости с раствором диклофенака. Туда исследователи помещали красных калифорнийских раков, которые широко распространены в реках и озерах Китая. Их состояние ученые оценивали по физиологическим показателям их активности сердца и других технологий. Кроме того, большое внимание было уделено исследованию жизненных показателей микробиоты, обитающей в пищеварительной системе раков.

"Оказалось, что при такой концентрации диклофенак нарушает микрофлору кишечника рака. Из-за этого возникают проблемы в работе пищеварительного тракта. В результате этого, системы жизнедеятельности рака выходят из равновесия, что приводит животных к летальному исходу. Мы зафиксировали признаки оксидативного стресса, который подрывал организм на клеточном уровне", - рассказал один из авторов исследования главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН Сергей Холодкевич.