Ученый пожаловался на отсутствие финансирования для участия в проекте по нейтринной физике

Речь о японском проекте Hyper-Kamiokande

ТАСС, 20 октября. Российские ученые не получили финансирования для участия в крупнейшем международном проекте в сфере нейтринной физики - Hyper-Kamiokande. В результате России может отстать в этой области от ведущих стран мира. Такое мнение высказал заведующий Отделом физики высоких энергий Института ядерных исследований (ИЯИ) РАН Юрий Куденко, которого цитирует сайт РАН.

"Нам необходимо финансирование от Минобрнауки для полноценного участия в проекте Hyper-Kamiokande, и мы рассчитываем на него, но, несмотря на обсуждения, заявки, письма, положительные заключения, резолюции, многочисленные обещания на различных уровнях и т. д. на протяжении нескольких лет - финансирования пока нет. <...> Возникшая ситуация, действительно, может выбросить нас на обочину мировой науки. Есть вещи, в которых поддержка государства нужна. Великобритания, Франция, Канада, Испания, Польша, во всех странах этот проект признается важным и получает финансирование. Даже ученые из Бразилии, Украины и Армении его получают", - отметил Куденко.

В мировой нейтринной физике работают два грандиозных проекта: DUNE в США стоимостью около $2 млрд и Hyper-Kamiokande в Японии, бюджет которого оценивается примерно в $800 млн. Оба проекта международные, потому что даже такие страны как США и Япония не в состоянии осуществить их самостоятельно. Ни одна страна в мире в настоящее время не обладает всеми необходимыми ресурсами - финансами, передовыми технологиями, квалифицированными учеными - чтобы создать гигантские установки и выполнить самостоятельно эксперименты такого уровня.

По словам Куденко, от всех иностранных участников требуется вложить в проект Hyper-Kamiokande примерно $120 млн. Ученые в России рассчитывали получить на протяжении восьми лет суммарное финансирование в размере $7-8 млн, что необходимо для создания элементов установки, детекторов, которые разрабатываются и создаются российскими организациями.

"Поскольку детекторы мы делаем здесь, в России, то в основном средства, которые мы просим, даже не уходят за рубеж. Они направляются в наши предприятия, которые разрабатывают по нашему заданию новые технологии. На этих предприятиях появляются новые рабочие места. Новые разработки, технологии, программное обеспечение, методы анализа, специалисты высшей валификации, - все останется в нашей стране", - пояснил ученый.