Остывание Луны завершилось на 900 млн лет позже, чем считалось ранее

Об этом говорят результаты анализа образцов лунного базальта, которые собрала китайская миссия "Чанъэ-5"

ПЕКИН, 19 октября. /ТАСС/. Вулканические процессы на Луне завершились на 800-900 млн лет позже, чем считалось ранее. К таким выводам пришли китайские ученые, которые исследовали образцы лунного грунта, собранные в ходе миссии "Чанъэ-5". Результаты исследования опубликованы в серии статей для научного журнала Nature (1, 2, 3), кратко об этом пишет China Daily.

Cпециалисты Института геологии и геофизики Академии наук КНР изучили образцы базальта – горной породы, которая формируется в результате остывания расплавленной лавы. Радиоизотопный анализ образцов грунта, собранных в ходе американской программы "Аполлон" и советскими аппаратами серии "Луна", указывал на то, что вулканическая активность на спутнике завершилась около 2,9 или 2,8 млрд лет назад.

Отправившаяся на Луну в ноябре 2020 года китайская миссия "Чанъэ-5" собирала образцы в Океане Бурь. Именно там, по мнению ученых, расположены самые "молодые" месторождения базальта на Луне. Радиоизотопный анализ показал, что эти горные породы образовались около 2 млрд лет назад, что на 800-900 млн лет позже прежних оценок.

Кроме того, китайские ученые отмечают, что специалистам еще предстоит объяснить, по какой причине вулканическая активность на Луне длилась так долго. "Результаты наших исследований порождают вопросы об изучении термальной эволюции Луны. До сих пор остается непонятным, почему Луна остывала так долго. Потребуются новые теоретические концепции и эволюционные модели для определения направления для будущих исследований", – отметил один из авторов исследования Ли Сяньхуа.

В ходе миссии "Чанъэ-5" из пробуренных посадочным модулем скважин с глубины до 2 м было добыто около 500 г лунной породы. Еще 1,5 кг были собраны с поверхности Луны при помощи механического манипулятора.