МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Появление мазутных пятен над затонувшим в Черном море судном могло произойти в результате увеличения температуры глубинных морских слоей. В результате могли высвободиться фракции топлива, ранее остававшиеся в твердом состоянии. Об этом ТАСС рассказал заведующий отделом дистанционных методов исследований Морского гидрофизического института РАН Сергей Станичный.
В пятницу пресс-служба Московского авиационного института (МАИ) сообщила, что с помощью анализа спутниковых снимков были обнаружены загрязнения нефтепродуктами акватории Черного моря. Пятна длиной до 10 км расположены в районе выхода из Новороссийской бухты, где на глубине 47 м находится пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", затонувший 31 августа 1986 года. Данные о загрязнении, как добавили в МАИ, уже переданы в Администрацию морских портов Черного моря.
"В последние годы ситуация такого рода - проявления мазута или легких фракций мазута - становится достаточно регулярной. В чем может быть причина? В силу климатических изменений. Обычно на глубинах 30-50 м стандартная температура в Черном море 8 градусов. Однако меняется динамика ряда процессов, из-за этого возникает явление даунвеллинга, когда теплая вода идет ближе ко дну. В этой ситуации получается, что тот мазут, из которого уже давно какие-то легкие фракции испарились, попадает в условия, когда температура возрастает до 15-16 градусов, и начинают плавиться другие фракции мазута, которые перед этим находились в твердом состоянии", - сказал Станичный.
По его словам, они и могут выходить на поверхность. Ученый добавил, что в пользу этого предположения также свидетельствует тот факт, что эти загрязнения появляются не все время на снимках, а возникают периодически. Станичный считает, что подобных ситуаций можно ожидать и в дальнейшем.
"К сожалению, тот климат, о котором мы говорим, глобальное потепление и так далее, он в первую очередь реализуется не в том, что у нас температуры, допустим, сильно растут, а за счет того, что у нас возникают большие пространственные перепады температур между, допустим, Азовским морем, Крымом и Черным морем. И в результате атмосферные процессы становятся более компактными и более сильными", - добавил ученый.
Дальнейшие исследования
По словам Станичного, на то, как долго пятна будут находиться на поверхности Черного моря, влияют два фактора. Если это выходит мазут сам по себе, то загрязнение может сохраниться надолго, так как мазут очень плохо испаряется. Если это легкие фракции, то они обычно на поверхности находятся в течение суток. При этом ситуация осложнится, если загрязнения направляются к берегу и будут вынесены на пляж, что приведет к еще большему ущербу.
"Нужны специальные программы, которые позволили бы исследовать такие потенциально опасные источники. Потому что часть нефти, которая выходит, не представляет угрозы. Но там же могут содержаться какие-то более вредные вещества. Или, допустим, за счет изменения вязкости могут всплывать кусочки мазута", - считает ученый.
По его словам, сейчас институт приобрел подводный дрон, с помощью которого будут обследованы эти участки на глубине до 100 м. Исследователи намерены сначала просмотреть и далее конкретно изучить, что находится на дне, какова ситуация с затонувшими кораблями, чтобы понимать, чего потенциально можно ожидать.