В МГУ прокомментировали исследования нобелевского лауреата по физике 2021 года

Благодаря им, в частности, можно будет уточнить прогнозы распространения COVID-19, считает профессор МГУ Евгений Перепелкин

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Исследования хаотичных физических систем, за которые Джорджо Паризи присудили Нобелевскую премию по физике за 2021 год, могут в будущем использоваться для предсказания распространения коронавирусной инфекции в мире. Такое мнение высказал профессор МГУ им. Ломоносова Евгений Перепелкин.

Нобелевскую премию по физике Паризи присудили "за открытие того, как беспорядок и флуктуации взаимодействуют в физических системах на масштабах от атомов до планет".

"Исследования таких хаотичных физических систем и флуктуаций (случайных отклонений величин - прим. ТАСС) могут иметь широкий спектр применения. К примеру, волны коронавирусной инфекции, которыми сейчас охвачен весь мир: кажется, что вроде бы победили, а новая волна опять появляется. Это очень сложная система, которую трудно прогнозировать и работа Паризи может быть использована для анализа ее поведения", – сказал Перепелкин.

Ученый также отметил перспективность применения выводов Паризи для развития информационных и квантовых технологий. "Методы глубокого обучения (deep learning), задачи искусственного интеллекта используют модели так называемых спиновых стекол (они детально рассматриваются в работах Паризи), позволяющие обучать нейронные сети. Данные методы используются во многих прикладных задачах, например, в анализе банковских транзакций, при распознавании образов, в поисковых запросах интернета, системах с беспилотным управлением, моделировании гидродинамики. Результаты, полученные Паризи, позволяют на качественно новом уровне исследовать работу нейросетей. Также существует мнение, что искусственный интеллект нового поколения будет основываться на квантовых технологиях, что, возможно, позволит использовать работы нобелевского лауреата в новой области", – добавил ученый.

Награду Паризи разделил с Клаусом Хассельмано и Сюкуро Манабэ, которым премию присудили "за физическое моделирование климата Земли, количественный анализ вариаций и надежный прогноз глобального потепления". Награждение состоится 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля. Как и в прошлом году, церемония пройдет онлайн. Кроме медали и диплома лауреатам полагается денежный приз в размере 10 млн крон (более 83 млн рублей по текущему курсу).