В микрофлоре кишечника нашли бактерии, которые защищают человека от холеры

На их основе ученые надеются создать новые препараты от этой болезни

ТАСС, 1 октября. Проследив за взаимодействием возбудителя холеры и микрофлоры кишечника, швейцарские молекулярные биологи определили несколько видов бактерий, которые защищают организм человека от этой болезни. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Мы получили первые данные о том, как взаимодействия между бактериями влияют на уязвимость микрофлоры кишечника для возбудителя холеры и других патогенов. Результаты нашего исследования помогут вывести новые штаммы микробов и создать пробиотические препараты, которые будут улучшать защиту организма от заражения холерой", – считает профессор Федеральной политехнической школы Лозанны Мелания Блокеш, один из авторов исследования.

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год холерой заражается около 1,3-4 млн. человек, еще примерно 20-140 тыс. от нее погибает. Как правило, источником болезни служит зараженная пища или вода. Чаще всего от холеры страдают жители развивающихся страна Азии и Африки.

Шесть лет назад ученые обнаружили, что у возбудители холеры, холерного вибриона, есть уникальное приспособление – "наногарпун", с помощью которого эта бактерия уничтожает микробов микрофлоры кишечника и расчищает себе жизненное пространство. Ученые не знают точных механизмов работы этого устройства, так как холера плохо приживается в кишечнике мышей и других лабораторных животных.

В новом исследовании Блокеш и ее коллеги продвинулись в этом направлении в ходе опытов с образцами микрофлоры человеческого кишечника от нескольких десятков добровольцев. Ученые воспроизвели в лаборатории среду, которая характерна для человеческого кишечника, заполнили ее этими микробами и проследили, как их поведение менялось при появлении холерного вибриона.

Оказалось, что степень уязвимости полезных бактерий для возбудителя холеры очень сильно зависела от определенных видов микробов. В частности, если в пробирке находились некоторые бактерии из рода Klebsiella, холерный вибрион размножался гораздо медленее. Схожим образом на холеру действовали бактерии вида Enterobacter cloacae, которые сами по себе опасны для человека.

Дальнейшие наблюдения показали, что эти микробы выработали нестандартную систему защиты от наногарпуна: они научились окружать себя дополнительной оболочкой из сахаристых молекул. Она не позволяет холерным вибрионам вводить свои токсины в эти бактерии.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение бактерий из рода Klebsiella и вида Enterobacter cloacae поможет понять, как именно работает этот защитный механизм. Это позволит перенести его в геном других представителей микрофлоры человеческого кишечника и создать пробиотические препараты, которые будут защищать человека от заражения холерой.