ТАСС, 27 сентября. Исследователи обнаружили, что характерные для Восточной Африки возбудители малярии не только приобретают стойкость к лекарствам от этой болезни, но и постепенно становятся незаметными для популярных экспресс-тестов на малярию. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Microbiology.
"В популяции паразитов становится все больше организмов с мутациями в тех генах, которые используют для обнаружения малярийного плазмодия. То есть профильным органам Эфиопии нужно срочно пересмотреть стратегию диагностики малярии, а все страны полуострова Сомали должны начать наблюдения за распространением этих мутаций", – пишут исследователи.
Малярия – одно из самых распространенных инфекционных заболеваний человека. Ее возбудители – одноклеточные паразиты из рода Plasmodium. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, от малярии всех типов в мире страдает около 220 млн. Каждый год от этой болезни умирают около 400 тыс. человек. Значительная часть заболевших живет в Африке и развивающихся странах Южной Азии.
С малярией пытаются бороться двумя путями: с помощью лекарств, которые уничтожают малярийный плазмодий внутри организма, а также с помощью малярийных надкроватных сеток, пропитанных веществами, которые убивают ее разносчиков. И те, и другие быстро теряют эффективность из-за растущей стойкости паразита и его разносчиков к действию лекарств и отравляющих веществ.
В новом исследовании медики под руководством Джейн Каннингем из Всемирной организации здравоохранения выяснили, что борьба с малярией в ближайшие годы может стать сложнее из-за еще одного опасного изменения в характере эволюции плазмодия.
Примерно пять лет назад врачи начали замечать, что в странах Восточной Африки стали появляться новые разновидности возбудителей малярии. В их ДНК не было генов pfhrp2 и pfhrp3, на которые настроены экспресс-тесты, выявляющие малярию. Это породило множество споров насчет того, распространяются ли эти мутации в популяции плазмодия и какую пользу они могут нести для паразита.
Каннингэм и ее коллеги попытались получить ответы на эти вопросы. В их исследовании участвовали около 12,5 тыс. человек, которые живут в тех областях Эфиопии, где особенно распространена малярия. Ученые собрали у добровольцев образцы крови, извлекли из нее паразитов и проанализировали их геномы.
С помощью генетического анализа исследователи хотели выяснить, характерны ли мутации в генах pfhrp2 и pfhrp3 для паразитов из разных областей Эфиопии, а также оценить, увеличивается ли доля их носителей. Как оказалось, носителей мутаций в обоих генах были во всех уголках страны. Кроме того, ученые обнаружили эволюционные свидетельства того, что удаление этих генов положительно повлияло на состояние популяций плазмодия.
В особенности это было характерно для областей на границе между Эфиопией, Суданом и Эритреей, где плазмодием, "невидимым" для тест-систем, были заражены около 10-30% пациентов. Ученые предполагают, что количество носителей подобных разновидностей паразита в ближайшее время будет быстро расти как в этих областях Эфиопии, так и в других районах страны.
Поэтому Каннингем и ее коллеги советуют властям стран региона максимально быстро перейти на новые тестовые системы, а также разработать новые стратегии по выявлению носителей малярии, которые позволят сдержать распространение "невидимого" плазмодия с мутациями в генах pfhrp2 и pfhrp3.