Тестовый запуск синхротрона тяжелых ионов комплекса NICA прошел успешно

Пусконаладочные работы проводились с использованием легких ионов гелия и тяжелых ионов железа

ТАСС, 23 сентября. Российские физики провели тестовый пуск промежуточного синхротрона тяжелых ионов (бустера) на ускорительном комплексе NICA. Об этом пишет пресс-служба Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

"В ходе пусконаладочных работ пучок ионов железа, выведенный из бустера комплекса NICA, был успешно проведен по каналу бустер – нуклотрон. Целью пусконаладки является выход к декабрю 2021 года на физический эксперимент и запуск инжекционного комплекса коллайдера (линейного ускорителя вместе с бустером и нуклотроном) в полной конфигурации. Кроме того, было проведено измерение радиационного фона вокруг инжекционного комплекса в разных режимах работы для подтверждения правильности принятых проектных решений по созданию биологической защиты", – говорится в сообщении.

Заместитель директора Лаборатории физики высоких энергий им. Векслера и Балдина по научной работе Андрей Бутенко отметил, что проводился физический пуск и испытания всех основных систем комплекса: инжекции, электронного охлаждения, вывода и канала транспортировки пучка в нуклотрон. По его словам, сначала пусконаладочные работы проводились с использованием легких ионов гелия, а затем – с тяжелыми ионами железа.

"Такие тяжелые ионы могут с успехом использоваться не только для фундаментальных исследований, но очень "выгодны" для большинства экспериментов, связанных с полетами в космос, с тестированием компонентов электроники, радиобиологических исследований и других прикладных задач. К 23 сентября мы закончили цикл пусконаладки тем, что провели пучок тяжелых ионов железа до нуклотрона", – сказал Бутенко.

Кроме того, 21-22 сентября на NICA проводились измерения радиационного фона вокруг установки бустера. В дальнейшем результаты войдут в пакет документов для получения санитарно-экспертного заключения Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам и разрешении на эксплуатацию установки. Как добавили в институте, 23 сентября все системы остановлены для финальной доводки.

NICA – один из шести проектов класса "мегасайенс" в России, согласно которому в ОИЯИ будет построен коллайдер. Эта установка, как надеются ученые, позволит понять, как в первые мгновения после Большого взрыва во Вселенной образовались протоны и нейтроны. В полную силу коллайдер должен начать работать в 2023 году.