Следы дальневосточного рачка нашли в бассейне Волги

Ученые предполагают, что микроорганизмы могли добраться через всю Россию на колесах автомобилей

ТАСС, 22 сентября. В излучине Волги между Тольятти и Самарой российские ученые обнаружили популяцию рачков-дафний с генетическими следами вида, обитающего только на Дальнем Востоке. Результаты исследования опубликовал научный журнал Water, кратко об этом пишет пресс-служба Института проблем экологии и эволюции им. Северцова (ИПЭЭ) РАН.

"Присутствие в волжской популяции генов от дальневосточного вида может быть объяснено только тем, что некоторое время назад он был занесен в бассейн Волги человеком, образовал там гибриды с местным видом, но сам при этом не выжил. Непонятно, каким путем он попал в бассейн Волги, но этот путь явно связан с человеческой деятельностью. Например, через Хабаровский край, где обитает Daphnia korovchinskyi, пролегает маршрут массового перегона подержанных автомобилей из Японии и Кореи. Покоящиеся яйца дафний могли случайно приклеиться к их колесам и доехать до Волги", – говорится в сообщении.

В результате человеческой деятельности организмы из разных частей света часто перемешиваются. При этом большая часть усилий ученых сосредоточена на изучении крупных вселенцев, тогда как случаи успешного перемещения мелких животных изучены гораздо хуже, хотя среди них имеется немало видов, представляющих опасность для экосистем. Среди водяных блох отмечено несколько видов, которые радикально изменили водоемы, в которые они вселились. Но для большинства видов случаи инвазий не отмечены, что во многом отражает их недостаточную изученность.

В новой работе ученые ИПЭЭ РАН и Института биологии внутренних вод им. Папанина РАН изучили генетическими методами многочисленные популяции вида Daphnia curvirostris из европейской части России, в первую очередь из бассейна Волги. В единственном пруду, расположенном на Самарской Луке – большой излучине Волги между городами Тольятти и Самарой – была обнаружена интересная популяция.

Так, исследованные самки по митохондриальному гену COI распались на две хорошо обособленные группы, одна их которых принадлежала типичной Daphnia curvirostris, а вторая – Daphnia korovchinskyi, обитающей исключительно на Дальнем Востоке. Вторая группа, как отмечают ученые, представляет собой гибридов двух видов. Причем "чистой" D. korovchinskyi найдено не было, но остались ее следы, которые свидетельствуют о том, что занос был, но виду не удалось прижиться в новых условиях.

"Подобные открытия стали возможны только после того, как были изучены внешнее строение и последовательности генов многих видов рода Daphnia. Очевидно, что исследования прочих родов ветвистоусых ракообразных и других групп пресноводных животных приведут к выявлению новых случаев заноса несвойственных животных во многих регионах РФ", – сказал руководитель работы Алексей Котов.