Микрофлору дыхательных путей обвинили в усугублении COVID-19

Эти микробы могут усиливать повреждения легких, считают ученые

ТАСС, 21 сентября. Изучив микрофлору дыхательных путей пациентов, которые переболели COVID-19 в легкой и тяжелой форме, российские ученые обнаружили, что бактерии из родов Rothia и Streptococcus могут усиливать повреждения легких. Результаты исследования ученые опубликовали на bioRxiv.

"Два из шести типов микробных сообществ, обитающих в легких, могут провоцировать более тяжелые формы болезни, а один из них был связан с низким уровнем повреждений легких. Вдобавок мы обнаружили, что бактерии из родов Rothia и Streptococcus повышали тяжесть болезни, тогда как три других рода микробов были связаны с легкими формами COVID-19", – пишут исследователи.

Последние данные показывают, что сопутствующие бактериальные инфекции вряд ли могут играть главную роль в провоцировании тяжелых форм коронавирусной инфекции. Тем не менее, это не исключает того, что определенные особенности в составе и структуре микрофлоры дыхательных путей могут существенным образом влиять на характер развития COVID-19.

Медики под руководством профессора Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины (Москва) Вадима Говоруна одними из первых получили подобные данные в ходе наблюдений за 300 носителями COVID-19. Все они заразились коронавирусом в промежутке между маем прошлого года и мартом этого года в четырех крупных городах России.

Ученых интересовало, присутствовали ли в органах дыхания больных разные наборы микробов, способные как благотворно, так и негативно влиять на способность их организма сопротивляться заражению SARS-CoV-2. Для получения ответов на эти вопросы исследователи сопоставили, какие сообщества бактерий были характерны для всех пациентов, а также изучили индивидуальные особенности их микрофлоры и снимки их легких.

Эти наблюдения указали на существование шести типичных наборов микробов, характерных для большого числа пациентов. Два из этих наборов были статистически связаны с высокой вероятностью появления тяжелых повреждений легких, тогда как один набор бактерий ассоциировался с легкими формами COVID-19. Пациенты, обладавшие первыми двумя вариантами микрофлоры, гораздо чаще попадали в реанимацию и нуждались в вентиляции легких, чем другие больные.

Изучение индивидуальных особенностей структуры микрофлоры у тяжелобольных носителей SARS-CoV-2 указывает на то, что два рода бактерий, Rothia и Streptococcus, ассоциировались с повышением тяжести болезни. В свою очередь присутствие в легких некоторых штаммов бактерий из родов Leptotrichia и Prevotella, а также пока не изученных микробов из семейства Lachnospiraceae, снижало вероятность появления тяжелых форм пневмонии.

Последующее изучение этих бактерий, как надеются ученые, позволит выявить механизмы их влияния на развитие коронавирусной инфекции. При этом уже сейчас особенности микрофлоры пациентов можно использовать для примерной оценки того, как будет развиваться инфекция и подбора оптимальных методов лечения больных.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.