Следы кариеса нашли у приматов, живших 54 млн. лет назад

Это самое древнее на данный момент свидетельство существования кариеса у млекопитающих

ТАСС, 9 сентября. От кариеса страдали даже жившие 54 млн лет назад приматы Microsyops latidens. Его следы ученые нашли на зубах более чем тысячи исследованных особей. Статью с описанием исследования опубликовал Scientific Reports.

Считалось, что до перехода к оседлому образу жизни, появления земледелия и пищи с большим содержанием углеводов наши предки не страдали от кариеса. В последние годы эти представления подвергли сомнению, когда палеонтологи нашли следы кариеса в зубах неандертальцев и некоторых современных и древних животных.

Исследование профессора Торонтского университета Мэри Силкокс и ее коллег показывает, что от кариеса страдали даже приматы вида Microsyops latidens, которые жили около 54 млн лет назад. Они обитали в лесах на территории современного Вайоминга, были размером с белку и питались в основном фруктами.

За последние несколько лет палеонтологи обнаружили сотни зубов этих приматов. В общей сложности Силкокс и ее коллеги собрали и изучили зубы более чем тысячи особей. При этом специалисты учитывали, где и как располагались зубы и какие повреждения были на их поверхности. Благодаря этому палеонтологи отличали настоящие кариозные полости от других повреждений, не связанных с жизнедеятельностью микрофлоры рта.

Как оказалось, от кариеса страдало 77 исследованных особей (7,5%). То есть кариес был достаточно распространен среди первых приматов Земли, диета которых была высокоуглеводной. В этом отношении они сопоставимы с тамаринами и капуцинами, которые питаются преимущественно фруктами, и превосходят почти всех остальных современных млекопитающих.

Все это, по мнению Силкокс и ее коллег, говорит, что кариес действительно связан с диетой, но при этом он поражает диких животных, в том числе и других приматов, не так редко, как представляли ученые. Изучение ископаемых зубов других древних представителей нашего отряда и семейства, как надеются ученые, позволит понять, был ли кариес характерен для других предков человека, питавшихся менее сладкими продуктами.