Спутник "Арктика-М" с комплексом управления, разработанным в Росатоме, принят в штат

Такое решение было принято государственной комиссией по результатам шестимесячных летных испытаний спутника

МОСКВА, 7 сентября. /ТАСС/. Космический аппарат "Арктика-М" № 1 с бортовым комплексом управления, разработанным Московским опытно-конструкторским бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс" - входит в госкорпорацию "Росатом"), переведен в режим штатной эксплуатации. Как сообщили во вторник в пресс-службе МОКБ "Марс", это решение было принято государственной комиссией по результатам шестимесячных летных испытаний спутника.

"Арктика-М" № 1 является первым космическим аппаратом в составе высокоэллиптической гидрометеорологической космической орбитальной группировки "Арктика-М", - отмечается в сообщении пресс-службы. - В будущем несколько аппаратов, попеременно сменяющих друг друга на рабочих участках орбит, должны обеспечить непрерывный круглосуточный обзор северной территории Российской Федерации и Арктического региона Земли, что даст ученым большой объем новых данных для наблюдения за климатическими явлениями. В ближайшие семь лет бортовой комплекс управления, разработанный МОКБ "Марс", должен обеспечить работу космического аппарата".

"Многоспектральная съемочная аппаратура, установленная на борту космического аппарата, каждые 15 минут выполняет снимок видимого диска Земного шара целиком. Такой режим съемки применяется впервые", - рассказал заместитель генерального конструктора МОКБ "Марс" Дмитрий Добрынин, слова которого приводятся в сообщении.

Сейчас в рамках федеральной космической программы МОКБ "Марс" создает бортовые комплексы управления следующих космических аппаратов серии "Арктика-М", а также бортовые комплексы для других метеорологических космических аппаратов серии "Электро-Л" (№ 4 и 5). Совместное использование информации с высокоэллиптических спутников "Арктика-М" и геостационарных "Электро-Л" позволит решать задачи квазинепрерывного получения оперативных гидрометеоданных в глобальном масштабе.

О спутнике

Аппарат "Арктика-М" № 1, разработанный в НПО имени С. А. Лавочкина госкорпорации "Роскосмос", был запущен 28 февраля 2021 года. Спутник входит в высокоэллиптическую гидрометеорологическую космическую систему (ВГКС) "Арктика-М" с орбитальной группировкой до четырех аппаратов.

ВГКС предназначена для решения следующих задач: получение и предварительная обработка (нормализация) многоспектральных снимков облачности и подстилающей земной поверхности в пределах всего наблюдаемого диска Земли в Арктическом регионе; получение гелиогеофизических данных на высоте орбиты; сбор и ретрансляция информации с платформ сбора данных (ПСД); ретрансляция сигналов от аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ; двусторонняя радиосвязь между станциями приема данных и гидрометеорологическими пунктами сети наземных платформ сбора данных Росгидромета.