Ученые создали нанокапсулы для безопасного и эффективного лечения рака

Они не дают токсичному актинию-225 вредить здоровым клеткам

ТОМСК, 3 сентября. /ТАСС/. Российские ученые разработали нанокапсулы с радиоактивным изотопом актиний-225, который позволяет лечить онкозаболевания эффективно и безопасно для здоровых клеток. Этот изотоп почти не применяют в терапии рака из-за его токсичности. В новой разработке с этой проблемой справляется наноупаковка, пишет пресс-служба Томского политехнического университета (ТПУ).

При распаде актиний-225 испускает альфа-частицы и считается перспективным препаратом для лечения различных видов онкологических заболеваний, в том числе на последней стадии. Это связано с тем, что радиус действия альфа-излучения меньше, чем в случае с бета-лучами, поэтому оно "бьет" в раковые клетки точнее, не задевая здоровые.

Но у актиния-225 есть серьезный недостаток: при его распаде образуются токсичные изотопы – франций-221 и висмут-213. Они накапливаются в печени, почках и селезенке. Именно это сдерживает широкое применение актиния в клинической практике.

Универсальный изотоп

"Внимание ученых и врачей приковано к актинию еще и потому, что он считается универсальным изотопом, то есть его в теории можно использовать для лечения различных типов онкологических заболеваний. Но все упирается в его токсичность. Здесь есть две задачи: быстро доставлять актиний к раковым клеткам, одновременно уберегая пациента от побочных продуктов альфа-распада. И сейчас в мире нет полностью отработанной технологии, позволяющей это сделать", – рассказал один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник ТПУ Александр Тимин.

Ранее для этого изотопа уже создавали оболочку, но все экземпляры были очень нестабильны и ненадежны. Для решения этой задачи Тимин и его коллеги смешали изотоп с молекулой альбумина, а после поместили в полимерный раствор. Таким образом у них получилось окружить изотоп оболочкой. Она сдерживает вредные токсины, но пропускает излучение для воздействия на опухоль. Период полураспада актиния-225 – десять дней, а капсула, как подтвердили экспериментально ученые, остается стабильной минимум две недели.

"Наши капсулы позволили повысить терапевтический эффект актиния до 40%. Данные "в пробирке" показали, что стабильность наших капсул выше на 70-80%. Данные на животных продемонстрировали накопление препарата в почках не более 5% от общего объема, при аналоговых системах накопление составило 30-35% и до 50%. Это свидетельствует о том, что капсула удерживает побочные продукты достаточно надежно для потенциального применения в клинических исследованиях", – отметил Тимин.